Зимний пейзаж – один из самых загадочных жанров (или, если хотите, поджанров) пейзажной живописи. Картины «зимний пейзаж» обладают таким ореолом неслучайно. В человеческой психологии так сложилось, что «естественным» состоянием природы считается лето, а также осень и весна; эти времена года соответствуют состоянию бодрствования, а это, в свою очередь, связано с такими понятиями, как «реализм», «здравый смысл», «жизнь».
Зима же в самом общем случае воспринимается как состояние глобального сна, стагнации и даже смерти. А эти состояния всегда привлекали человека, одновременно пугая и завораживая. Зима, если можно так выразиться, является «иррациональным» состоянием природы, и созерцание зимнего пейзажа в какой-то мере аналогично мистическому «взгляду за горизонт». Что такое смерть? Что происходит во время сна? Означает ли умирание окончанием бытия? На размышления в таком духе наталкивает созерцание зимней природы.
Цикличность времён года и её соответствие жизненным состояниям человека привлекали внимание человека с глубокой древности. Естественно, что летнее процветание и изобилие воспринималось человечеством как должное, а наступление зимы сообщало озабоченность и тревогу: это время года сопряжено с особыми трудностями, и следствием зимних холодов часто были болезни и смерть членов общины. Зима наказывала всех, кто не успел к ней подготовиться – сделать запасы пищи, утеплить жилище.
Между тем у народов, изначально проживавших в условиях частых или постоянных холодов, зима вызывала иной спектр чувств. У коренных жителей Сибири сложилось особое, поэтическое восприятие зимнего состояния природы. К «трудностям» зимы эти люди давно привыкли и научились их преодолевать. Русские – это тоже «великий северный народ», и зима в сознании россиян чаще ласковая, привлекательная и даже пленительная, чем мрачная и грозная.
«Сорока» Клода Моне
Эта картина Клода Моне, основоположника импрессионизма, называется «Сорока». Интересно взглянуть на эту картину. На ней изображён классический заснеженный зимний пейзаж, и единственным одушевлённым предметом в этой композиции выступает сорока, севшая на калитку. В этой картине Моне как бы полемизирует с творчеством Гюстава Курбе, который стал известен своим восторженным зимним пейзажем, дополненным сценой охоты. В противовес картине Курбе, зимний пейзаж Моне – печальный, зыбкий, неброский. Сорока, севшая на калитку, сравнивается критиками с хрупкой нотой, случайно обронённой кем-то на нотный стан.
Любопытно, что эта ничем не примечательная, казалось бы, картина Моне привлекла огромное внимание публики, вполне оправдав замысел художника – передать зрителю чувства и эмоции, порождённые зыбкими, мимолётными состояниями окружающей природы. Материальный мир на «снежном» полотне Моне предстал каким-то непостоянным, воздушным, полупрозрачным. Несмотря на заснеженное пространство, небо ясное и светлое, вовсю светит солнце, ярко освещая землю.
В соответствии с замыслом выбрано и цветовое решение картины. Основное пространство представлено лёгкими переходами от белого к голубому (в затенённых местах) и бледно-серому в небе. Ограда и стволы деревьев окрашены в чёрный цвет, также как и сорока, и как бы контрастирует с общим впечатлением светло-коричневая полоса деревянной стены дома на заднем плане. На обширном открытом пространстве, освещённом солнцем, сорока почти не выделяется, однако почему-то Моне обозначил её главным героем и, фактически, целью написания всей картины.
Внимание публики к этой картине объяснялось прежде всего её смелостью и новизной. Зрителей больше не удовлетворяли эпигонские работы столпов «классической» живописи, которые в новых условиях казались им бездушными и мёртвыми. Клод Моне в своей картине погружает зрителя в мир своих чувств и переживаний. Акцент в творчестве Моне и его последователей смещается с того, что изображено, на то, как это изображено.
Также в этой картине можно видеть своеобразный манифест импрессионистов и вообще всех художников, кто не желал творить в соответствии с академической традицией. Раз уж зимний пейзаж – это изображение иррационального, отражение внутреннего мира художника, значит, здесь импрессионизм утверждает своё право углубляться в эту область бытия, изучать её и являть миру, а также право художника вырабатывать свою эстетику, не ориентируясь на какие-либо «эталоны».
Почему зимний пейзаж не присутствует в творчестве ван Гога?
Казалось бы, в творчестве любого пейзажиста должны обязательно присутствовать хотя бы небольшие картинки зимнего пейзажа, в этом смысл творчества пейзажиста – отразить по возможности полный спектр состояний природы. Ван Гог был по большей части пейзажистом, однако зимних пейзажей в его наследии вообще нет.
Как можно заметить, изображение зимней природы – достаточно редкое явление в эпоху постимпрессионизма. Художники этого направления пытались всеми способами удалиться от мертвящей рутины повседневности, а ведь по преимуществу повседневность господствует на «зимних» картинах. Если импрессионистам было всё равно, что изображать, – в любом проявлении действительности они находили поэзию и необычность, то представители постимпрессионизма не были свободны от внешней формы изображаемого. Кроме того, художники постимпрессионизма обращались к искусству народов Африки, Океании и Азии, которые по большей части вообще не знают традиционной европейской зимы.
Ван Гога повседневная рутинная жизнь вообще повергала в отчаяние. И большинство его произведений «тёплые», то есть выполнены в ярких, необычных тонах. А в такой эстетике места для зимнего пейзажа практически не остаётся. Самые «холодные» картины ван Гога изображают лишь ночные пейзажи, преисполненные ярких, необычайно крупных звёзд на чистом и ясном небе. Кроме того, ван Гог также был пленён искусством экзотической Японии, а это искусство тоже не знает зимы.
Видео: Зимний Пейзаж
)