Искусство Древней Руси – явление довольно неоднозначное. Если в киевский период можно было говорить о некотором расцвете русского искусства, то в «московский» период мы наблюдаем полнейший упадок, преодолеть который «великороссам» с грехом пополам удалось только к концу XVII века. Между тем в западных русских землях искусство развивалось полным ходом. Поговорим о таком явлении, как живопись Киевской Руси.
Если бегло взглянуть на культурную жизнь Киевской Руси, то можно заметить некоторую «иерархию жанров».
- На первом месте, по всей видимости, у русичей стояла архитектура: после «крещения Руси» города украсились большим числом церквей и соборов, и эта традиция автоматически сохранялась в последующие эпохи: храмы в России строили даже тогда, когда подавляющее большинство населения, включая бояр и митрополитов, не умело читать, другое дело, что эти храмы уже не столь ценны для истории искусства. Помимо храмов, в киевский период и раннюю эпоху раздробленности Древняя Русь могла гордиться крепостями и княжескими замками, а также, по-видимому, гражданскими зданиями (которых почти не сохранилось).
- На втором месте у русских была литература. В Киеве начали составлять первые русские летописи, князья писали «поучения» и другие сочинения, церковные деятели создавали сочинения духовной направленности, что для того времени было актуально. Для русских людей того времени была характерна высокая грамотность, так что многие писали друг другу письма. Наконец, было написано «Слово о полку Игореве» – эпическая поэма, мировой шедевр художественной литературы и поэзии.
- Сложнее всего у русских людей складывались отношения с изобразительным искусством. Древнерусской скульптуры практически не существовало. А живопись, испытав определённый взлёт в Киевской, Владимирской и Новгородской Руси, быстро подверглась канонизации. Живопись Киевской Руси сложилась под влиянием одной лишь Византии, что и определило быстрое угасание русской изобразительной мысли. Но об этом чуть ниже.
Так почему же изобразительное искусство Древней Руси было таким слабым?
Борьба с язычеством
Язычество в русских землях после «крещения», несмотря на внешнее торжество православия, искоренялось с большим трудом. Русичи более других народов предпочитали свои верования и с меньшей охотой даже шли на «компромисс» с новой верой; между тем такой компромисс присутствовал даже в Болгарии и Сербии, не говоря уже о странах «латинского запада». У проповедников «авраамических религий» любое живописное изображение вызывало лютое бешенство, так как неразрывно связывалось с языческими верованиями и колдовством: изображение – значит, идол.
Ислам на этой почве запретил вообще все изображения живых существ. Христианство оказалось гораздо менее последовательным, более того – под личиной «новой веры» скрывалось старое языческое жречество и императорская власть, намеревавшиеся вернуть былое господство и влияние. Христианские жрецы и колдуны, называемые «священниками», оправдывали введение иконопочитания тем, что в «Ветхом Завете» Моисей приказал поставить у входа в храм «золотых херувимов».
Христианские жрецы хотели вернуть идолам чисто культовую функцию: во всём цивилизованном мире даже изображения богов в то время играли преимущественно эстетическую роль, в «высшие силы» никто особо не верил. Поэтому живописное изображение следовало загнать в жёсткие рамки. В Византии дошло до того, что церковь полностью отказалась от объёмных изображений (статуй, скульптур), установив господство плоскостного рисунка. Церковь латинского обряда (будущая католическая) была более благосклонна к статуям.
Однако всякие рамки оказались условными, по крайней мере в той же Византии, культурный уровень которой в то время заметно опережал искусство Западной Европы. Используя форму иконы, византийские живописцы экспериментировали с формой и красками, осваивали перспективу, вводили новые сюжеты для икон, а другие сюжеты брали… из античных образцов, копируя росписи языческих храмов. Только вместо Юпитера изображали Христа, а вместо римских принцепсов – византийских императоров. Художники осваивали новые материалы, развивали возрождённый жанр мозаики.
Всё это было перенесено в первые церкви и соборы Киева, возводившиеся греческими и европейскими мастерами или при их участии. Русские посланники отправлялись в Византию, где в числе прочего интересовались устройством константинопольских соборов. Однако в целом русские восприняли византийское искусство более поверхностно и более «мистично», чем сами византийцы.
Русские в основной своей массе очень наивно воспринимали все эти иконы, мозаики, портреты. Это и понятно – эстетическое понимание искусства ещё не выработалось в сознании русичей: любая статуэтка или рисунок для них были в основном «идолами», перед которыми следует молиться и которых следует бояться. Князь Владимир, спешно перенеся в Киев внешние атрибуты византийского христианства – храмы, иконы, жрецов с кадилами, говорящих на непонятном греческом языке, – не удосужился перенести европейское сознание. Русич, даже становясь православным монахом, оставался до мозга костей язычником.
Музей русского искусства в Киеве
Наиболее полное представление о древнерусском искусстве можно получить, посетив знаменитый Музей русского искусства, находящийся в древнерусской, а ныне украинской столице. Собственно, экспозиция музея позволяет проследить весь путь русского искусства – от начала Киевской Руси и до наших дней. Основан музей относительно недавно по историческим меркам – в 1922 году. В качестве экспозиции в нём представлены национализированные частные коллекции, в первую очередь рода Терещенко – прежних владельцев данного здания. В честь Фёдора Терещенко (последнего представителя семьи) была названа и улица, на которой расположен музей.
Видео: Живопись Древней Руси
)