— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Васнецов: картины и их описания

15.02.2014

Васнецов: картины  и их описания

Ну какому русскому человеку не знакомы картины Виктора Васнецова, такие как «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»? Кажется, «сказочные» и былинные сюжеты картин этого выдающегося художника являются неотъемлемой частью многовековой русской истории, несмотря на то, что они написаны лишь в конце XIX века.

Между тем начинал Виктор Васнецов, как и всякий «передвижник», с бытописательных картин. Одна из них, самая известная, «С квартиры на квартиру», написана в 1876 году. На ней художник изобразил старика со старухой – бедных людей, вынужденных перебираться с одной квартиры, откуда их выселили, на другую. Старички идут по скованному льдом берегу Невы, держа в руках скромный узел с пожитками.

Вокруг – полнейшее безлюдье, ни души, если не считать страдающей от холода собаки, которая идёт впереди путников. На заднем плане картины мы видим шпиль Петропавловской крепости, который отсылает к произведению Достоевского «Униженные и оскорблённые». Картина обращалась к весьма актуальной для тех лет теме – обнажению социальной несправедливости, критике общественных пороков и вообще изображению низших слоёв населения. В этом плане Васнецов шёл «в ногу» с европейскими мастерами живописи и фотографии.

«Наверное, каждый из нас встречал таких людей», – констатировал художественный критик Владимир Стасов. Васнецов, картины которого «брали за душу» всякого зрителя, стал приобретать популярность.

По мере развития общественного сознания и обстановки в художественном мире, творчество Васнецова эволюционирует. Отойдя от передвижничества, Васнецов обращается к теме русских сказок и былин, а также поддерживает общественные движения «народнического» и почвеннического толка.

Васнецов: картины  и их описания

Русское искусство отчаянно занималось поисками «национальной идентичности», однако, по-видимому, академическая история России художников, писателей и общественных деятелей не особенно устраивала: слишком уж негативно выставлена Древняя Русь в «академической науке». За поиском национального духа интеллигенция начала обращаться к народному творчеству.

Однако, в отличие от ряда других художников, Васнецов интерпретирует русское народное творчество с позиций современного искусства. Изображения склонившейся над прудом Алёнушки, портреты богатырей и витязей получились очень «реалистичными»; так что, взглянув на одну из этих васнецовских картин, любой убеждается, что три былинных богатыря – это реальные исторические деятели.

В этих картинах Васнецова есть поэтичность, в его героях – красота, сила и мощь. И нет в этих картинах ни морализаторства, ни оголтелого «русизма» и «критики запада», которыми грешили многие другие, менее талантливые (а то и вовсе бесталанные) коллеги Васнецова по призванию.

Картина Васнецова «Три богатыря»

Для начала уточним, что картины с таким названием у Васнецова нет: на самом деле она называется «Богатыри». Но в массовой культуре почему-то прижилось наименование «Три богатыря».

Писалась эта масштабная картина почти двадцать лет – с 1881 по 1898 год; вскоре после написания её приобрёл Третьяков для своей коллекции. Картина «Богатыри» является, пожалуй, одним из символов русского искусства вообще – такое впечатление она оказала на современников и потомков.

На картине изображены три знаменитых русских богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Грозным взглядом они осматривают окрестности – «…нет ли где ворога, не обижают ли кого?», – говоря словами самого Васнецова об этой картине.

  • В центре, на вороном коне, восседает Илья Муромец – самый старший и мудрый из всех троих. Он смотрит из-под ладони – самый дальновидный из богатырей.
  • Слева на белом коне восседает Добрыня Никитич. Несмотря на то, что в былинах Добрыня – довольно молодой богатырь, Васнецов изображает его зрелым мужчиной с густой бородой. Некоторые исследователи считают, что в Добрыне Васнецов передал черты самого себя (то есть картина в некотором роде – «скрытый автопортрет»).
  • Алёша Попович, на рыжем коне, изображён в соответствии с былинным образом – молодым и стройным.

Богатыри едут по обширной равнине, переходящей на заднем плане в невысокие холмы. Равнина, видимо, передаёт ощущение свободы и раздолья. Покрыта равнина пожухлой травой и, в некоторых местах, чахлыми ёлочками. Небо пасмурное, тревожное – предвещает недоброе. Зритель понимает: намечается грозная битва.

Илья Муромец на картине имеет реальный прообраз: им стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, позже устроившийся извозчиком. Его Васнецов запечатлел на этюде 1838 года. Можно, таким образом, говорить о некоторой преемственности творческих этапов мастера. Об этом же свидетельствует и «Алёнушка», в основу которой лёг портрет крестьянской девушки, спящей у пруда, которую он заметил в подмосковном имении Ахтырка.

Поздний период

Заключительный период творчества Васнецова – это произведения религиозной тематики. Кроме живописных полотен и акварелей, Васнецов в эти годы активно занимался росписью храмов. Между прочим, Васнецов был в составе художников, расписывавших Храм-памятник Александра Невского в Софии. Этот храм в болгарской столице был возведён после обретения Болгарией независимости, что произошло при содействии армии братского русского народа.

Но не только религиозным творчеством ознаменовался последний период творческой активности Васнецова. Художник является одним из первых в России, кто освоил новый стиль – модерн. Также Васнецов является автором марки Добровольного сбора в пользу жертв войны 1914 года, выпущенной в те годы московским городским правлением.

Менее известен Аполлинарий Васнецов – младший брат Виктора Васнецова, также выдающийся художник. Аполлинарий отличался сильным талантом, хотя и не получил систематического образования. Его картина «Родина» (1886) позднее вдохновила крупного российского пейзажиста Н. Н. Дубовского на создание своей картины с одноимённым названием (1904).

Видео: Жизнь и творчество В.М.Васнецова

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Как выбрать авторскую картину
Как выбрать авторскую картину

Наличие картин художника в значимых музеях и победа на различных художественных конкурсах, участие в выставках

Для чего нужно знать свою родословную
Для чего нужно знать свою родословную

У каждой семьи есть своя история и на ее страницах встречаются совершенно невероятные вещи и

Происхождение абстрактного искусства
Происхождение абстрактного искусства

Вам может не нравиться абстрактное искусство, но вы не можете игнорировать тот факт, что этот


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика