Картины ван Гога отличаются индивидуальной манерой, своеобразной техникой и неожиданным цветовым решением. Ван Гог усвоил методы импрессионизма и постимпрессионизма, однако пользовался ими весьма своеобразно. В разные этапы творчества характер произведений художника был различен, однако в нём всегда выделяются определённые общие принципы, которые присутствуют на картинах, скажем так, «волнообразно».
Принципы эти складываются из следующих обстоятельств его творческой биографии: изучение шедевров изобразительного искусства в соответствии с работой в дилерской фирме; общение с представителями современного искусства; недостаток полноценного художественного образования; прогрессирующая психическая болезнь. Ну и, конечно, жажда творчества и воплощения своих идей, а это свидетельствует, что всё-таки настоящим художником был ван Гог. Картины его очень ярко отражают события его «внешней» жизни.
Особенности картин ван Гога
Итак, перечислим и охарактеризуем элементы, из которых складывались все произведения ван Гога.
- Жанровая ограниченность. Как мы уже сказали, почти все картины, написанные ван Гогом, представляют собой пейзажи, портреты и натюрморты. Из этого списка выбивается разве что «Прогулка заключённых», да и то она является «перерисовкой» известной гравюры Гюстава Доре; интересно, что в этой картине ван Гог воспользовался приёмом «скрытого автопортрета»: в фигуре центрального заключённого угадываются черты лица самого художника, к тому же это единственный персонаж, прописанный детально.
Другим «исключением» является «Спальня в Арле». На ней ван Гог изобразил свою спальню, при этом картина пронизана целостным чувством отдыха и умиротворения. На этой картине присутствуют изображения других картин ван Гога – они висят на стенах спальни. Существует целых три законченных варианта «Спальни», каждый из которых имеет собственное цветовое решение, и несколько набросков.
- Изогнутость линий, особая прорисовка контуров. Изогнутые линии, которые зачастую «как бы сжимают какой-то предмет» (по выражению критика), частично были взяты из арсенала импрессионизма и постимпрессионизма, а частично – под влиянием японских гравюр «укиё-э», которыми увлечённо интересовался ван Гог (также как и другие постимпрессионисты). Критики также отмечают «размашистость» мазков на полотнах ван Гога.
- Особое цветовое решение. Цвет в произведениях ван Гога безусловно доминирует и над формой, и над объектами, и над сюжетами, и над самим жанром картин. Именно поэтому многие картины ван Гога имеют по два и более варианта, отличие которых состоит в цветовом решении. Ван Гог, в противоречие с устоявшимися канонами живописи, предпочитает размещать друг с другом близкие цвета, а не контрастирующие: с красным соседствует оранжевый, с синим – зелёный, с лимонно-зелёным – жёлтый. Также есть полотна, в которых полностью отсутствует либо белый цвет, либо чёрный, а часто – и тот, и другой. По поводу своей «Спальни» он писал брату, что рамка этой картины должна быть белой, так как в самой картине белый цвет отсутствует.
- Преимущественное значение цвета, а также недостаток художественного образования приводят к тому, что в ранних произведениях (и в некотором роде в поздних) фигуры людей и предметы упрощаются, примитивизируются. Однако упрощение в его картинах далеко не такое, каково оно в произведениях авангардистов.
Картины ван Гога всё-таки реалистичны, хотя это и особый реализм. Часто они похожи на творчество представителей примитивизма и «наивного искусства», но это сходство лишь внешнее: ван Гог целенаправленно и последовательно создаёт собственную эстетику, постоянно восполняя недостаток образования и опыта. Можно взглянуть и на картину ван Гога «Звёздная ночь», изучив затем комментарии самого художника к ней.
- В минуты депрессии и душевного упадка ван Гог создаёт картины в мрачных, тёмных и землистых тонах. В периоды душевного и творческого подъёма художник осваивает светлую гамму, его картины становятся менее «кошмарными», а затем начинают возбуждать интерес у публики. Когда же в свои права вступает психическая болезнь, цветовое решение картин становится особенным: из них исчезают чёрный и белый, яркие цвета сочетаются между собой, создавая особую игру оттенков. Из двух вариантов «Портрета доктора Гаше», написанного в 1890 году, незадолго до смерти художника, первый написан в светлых и «реалистических» тонах, а второй – в мертвяще-землистых, что создаёт совершенно различное восприятие изображения: оно привлекательно на первой картине и ужасающе-кошмарное на второй.
- На таких картинах, как, к примеру, «Розовые розы», ван Гог добивается визуального отсутствия гравитации: на первый взгляд кажется, что если картину перевернуть, впечатление не изменится. Но затем зритель с трудом замечает вазу в нижней части картины, точнее – её верхнюю часть. Картина представлена в необычном ракурсе: розы максимально приближены к зрителю, как бы выбиваясь из полотна, и глубина изображения передана особым сочетанием мазков и оттенков фона.
- Несмотря на жанровую ограниченность, в творчестве ван Гога можно найти даже отголоски голландских «ванитас» XVI – XVII веков. Это картина «Четыре увядающих подсолнуха».
- В целом для всего творчества ван Гога можно составить отдельный список жанров, которых всего три: «подсолнухи», «ирисы» и «всё остальное».
- Люди на картинах меняют свою роль в зависимости от творческого этапа. На ранней стадии они были главными героями не только его портретов, но и пейзажей, невзирая на то, что ван Гог в тот период только учился изображать людей. На поздней стадии люди на его картинах играют лишь вспомогательную роль или вовсе исчезают.
Интересный пример – «Кресло Гогена»: на этой картине изображено только кресло, в котором любил сидеть Поль Гоген, однако ван Гог говорил, что эта картина – своеобразный портрет самого Гогена. Подобным же образом он характеризовал свою «Спальню». Один из своих творческих планов на этом этапе ван Гог обозначал так: изображать неодушевлённые предметы, максимально характеризующие личность их обладателей.