Так называемое украинское барокко стало первым направлением европейской культуры (в первую очередь архитектуры, но не только: украинское барокко было представлено и в живописи, и в молодом русском школьном театре, и в поэзии), которую освоило Московское государство. Был знаком русским задолго до этого итальянский Ренессанс, «приспособленный» под местные вкусы, однако какого-то массового распространения «фряжский» стиль не получил.
Видимо, слишком далеки были от русского народа итальянские мастера, хотя бы по языку. По сравнению с ними украинские деятели искусства и науки воспринимались широкими слоями «московитов» более положительно: и говорили на родном языке, и православную веру исповедовали, но между тем были более образованными и «живыми». Поэтому украинское барокко XVII – XVIII века распространилось на значительной территории Восточной Европы.
Уже много писалось по поводу того, что словосочетание «украинское барокко», оно же «московское», «нарышкинское», «мазепинское» и др. – не совсем корректно, так как по своему характеру и даже внешнему проявлению произведения этого стиля были ближе к эпохе Возрождения.
Стиль был назван «барокко», можно думать, из соображений самолюбия: отнесение этого направления к «ренессансу» напоминало бы о существенной отсталости России и даже Украины от Европы, в которой Возрождение к концу XVI века изжило себя. Однако это не совсем так, поскольку, например, в Испании и в некоторых отношениях в Англии эпоха Возрождения наступила как раз в конце XVI – начале XVII века, при этом испанцы и англичане как-то не жалуются на свою «отсталость».
Так или иначе, украинское, оно же русское «барокко» проявило себя в произведениях разного характера. Можно отнести к эпохе русского барокко картинки, получившие название лубочных. Создаваемые анонимными мастерами из народной среды, такие картинки были достаточно свободными в плане сюжетов и их изобразительного решения.
В архитектуре украинское барокко возникло под несомненным воздействием народного зодчества. Деревянные крестьянские церкви подарили каменным украинским церквям и соборам некоторые элементы, такие как шатёр. Шатёр можно встретить и в русских каменных церквях XVI века, однако в рамках древнерусской культуры шатровые храмы не получили полноценного распространения и развития.
В живописи украинское барокко наиболее ярко представило себя в портретном жанре. Русские и украинские светские портреты именовались «парсунами». Чаще всего имена художников оставались неизвестными, что было характерным для средневекового сознания: ставить авторскую подпись на произведении считалось проявлением серьёзного греха – гордыни.
Этот факт, а также техника исполнения парсун, может свидетельствовать о том, что их авторы, скорее всего, были по основному роду деятельности иконописцами. Тем не менее, «потуги» художников должны быть оценены по достоинству: в большинстве случаев им удавалось реалистично передать индивидуальные черты человека. Украинские портреты, само собой, были более профессиональными – сказывалось европейское образование либо опыт «соперничества» с польскими художниками.
Иконопись
Другое направление украинской барочной живописи – иконопись. Продолжая следовать в общих чертах византийской традиции, украинские иконописцы вносят в свои работы элементы, характерные для западноевропейской живописи: реалистичное изображение ликов святых, Богородицы и Христа, проявление человеческих эмоций у них, живописный фон иконы, иногда – пейзажного характера.
В целом украинское барокко имеет выраженную личностную направленность: его произведения обращены к человеку, к его «мирским» потребностям. В Московском государстве распространение произведений украинских мастеров совпало с общим «пробуждением» от векового сна, навеянного религиозным мракобесием и всеобщим культурным упадком. Поэтому несмотря на традиционную анонимность многих авторов, ряд имён нам всё же известен. Назовём некоторые из них.
- Осип Старцев. Как ни странно, московский архитектор, к которому проявил интерес украинский гетман Мазепа. Из многих его работ назовём трапезную Симонова монастыря, постройку которой начал другой московский зодчий – Парфён Потапов; церковь Николы на Болвановке, Крутицкий теремок – парадные ворота Крутицкого митрополита. Под руководством Осипа Старцева застраивается Таганрог – первый южный порт России.
- Дмитрий Старцев – отец предыдущего архитектора. Из значительных его творений известен Гостиный двор в Архангельске – один из крупнейших в тогдашней России торговых комплексов. Каменный Гостиный двор выполнял, кроме того, и оборонительные функции.
- Симеон Полоцкий (в миру – Самуил Петровский-Ситнианович) – украинский учёный монах, поэт и драматург, переехавший в Россию и руководивший созданием в Москве первого школьного театра.
- Иван Зарудный – архитектор, резчик по камню, скульптор и живописец; в некоторых источниках указывается, что он был также цензором иконописных работ. Одно из известнейших архитектурных творений – Меншикова башня в Москве (Церковь Архангела Гавриила). Иван Зарудный, возможно, был выходцем из Речи Посполитой – об этом говорит украинская фамилия и прозвище «Иноземец», которое он заслужил в Москве.
- Степан Ковнир – украинский архитектор XVIII века. Учился у профессиональных немецких и русских архитекторов. Одно из интереснейших произведений – названный в его честь Ковнировский корпус – служебное помещение на территории Киево-Печерской лавры.
В силу некоторых обстоятельств представители украинского барокко, а тем более их русские последователи, остаточно вольно обходились с европейскими элементами. Русские и украинские художники и архитекторы были далеки от сложившихся в Европе направлений и школ, не были привязаны к определённым традициям и канонам, характерным для европейского искусства.
У русских и украинских мастеров была своя публика, интересы и потребности которой заметно отличались от интересов европейского зрителя. Однако с течением времени население России более полноценно восприняло европейское образование и западные вкусы, и самобытное «украинское барокко» уступает место более традиционным для западного искусства направлениям – настоящему барокко и классицизму.