Японским словом «уки-ё» обычно называют направление японского изобразительного искусства, получившее особенное развитие в период Эдо. Само слово переводится с японского как «плывущий мир», «призрачный мир» и перекликается с буддийской концепцией мира, полного скорбей.
Уки-ё представляют собой ксилографические гравюры, приобретшие особую популярность в Японии середины 18 века. Самым первым художником, который начал работать в стиле уки-ё, был Хисикава Моронобу. Сначала уки-ё имели черно-белый вид, так как писались при помощи туши. Позже некоторые мастера придумали раскрашивать некоторые из уки-ё. Затем этот вид японского искусства достиг расцвета — в 18 веке Судзуки Харунобу догадался использовать при изготовлении уки-ё технику многоцветной печати.
Гравюры быстро приобрели популярность в Японии — они были недороги, так как выпускались в больших количествах. На уки-ё изображались сцены из обычной городской и деревенской жизни, пейзажи, гейши и сумоисты, актеры кабуки и т.д.
Причина возникновения уки-ё коренится в росте количества ремесленников и торговцев в конце 18 века. Эти люди принялись писать рассказы, стараясь снабдить каждый из них соответствующими изображениями. В то время выпускались целые сборники таких рассказов — они назывались «эхон» (буквально — «книга с картинками»). В эхон широко применялись гравюры уки-ё. Позже они выделились в отдельный вид изобразительного искусства.
Самыми популярными мастерами уки-ё в то время были Хиросигэ, Хокусай, Утамаро и Тосюсай. Известнейшими произведения Хокусая являются «36 видов Фудзи» («Цунами в Канагаве» — первая гравюра этой серии).
В процессе изготовления уки-ё участвовали сразу три мастера — печатник, резчик и художник. Сначала художник изображал пейзаж на тонком листе бумаги. Затем резчик наклеивал этот набросок на доску и вырезал области древесины, которые не были заняты краской. В итоге получалась печатная форма, по оттискам с которой впоследствии изготавливались несколько одноцветных форм — каждая для своего цвета. Наконец, на последнем этапе каждая из этих форм отпечатывалась на рисовой бумаге, создавая итоговое цветное изображение.
С усилением торговых связей между Японией и Европой мастера уки-ё привнесли в свою технику приемы работы с перспективой. С появлением фотографии уки-ё быстро потеряли популярность в Японии, чтобы снова приобрести массу поклонников, но уже в 20 веке.