Эжен Анри Поль Гоген (1848-1903) – легендарный французский живописец, которого искусствоведы считают одним из четырех величайших мастеров постимпрессионизма. Его ставят в один ряд с Сезанном, Тулуз-Лотреком и Ван Гогом.
Можно сказать, что именно Гоген «взорвал» постимпрессионизм изнутри, создав на его основе свой совершенно неповторимый стиль.
Начало большого пути
Достаточно долгое время будущий легендарный мастер работал в одной из весьма солидных биржевых компаний Парижа. Он удачно женился, купил отличный дом и, в целом, занимал весьма солидное положение в обществе. У них с супругой родились пятеро очаровательных детей, но чего-то Гогену всегда не хватало. Несколько скрашивало его будни рисование, которому Анри Поль старался посвятить каждую свободную минуту. Художественного образования у Гогена никогда не было, поэтому его можно со всей ответственностью назвать исключительно талантливым самоучкой. Первые пейзажи он написал в 1873-1874 годах. Увлекшись авангардным течением в живописи, он взял несколько уроков у знаменитого Камиля Писарро. Вскоре имя Поля Гогена стало широко известно в парижской богеме. Эдгар Дега, с которым художник свел знакомство в 1885 году, часто покупал картины молодого мастера и убеждал делать это всех своих знакомых.
Гоген некоторое время жил на острове Мартиника, где увлекся утонченным искусством Востока, изучая японскую графику. Цвета и линии в его работах стали взаимно дополнять и обогащать друг друга. Практически каждая последующая работа стала превращаться в монументальное полотно. Отличительными чертами картин мастера становятся безупречная гармония и изысканность.
Зрелый период творчества
С раннего детства Поль испытывал непреодолимую тягу к экзотическим местам. Со временем он стал считать европейскую цивилизацию болезнью. Художник мечтал работать «на лоне природы», для чего в 1891 году отправляется на Таити. Картины, написанные на островах Полинезии стали началом «зрелого» этапа творчества живописца.
Вдали от Европы Гоген хотел найти «земной рай» и общаться с людьми, живущими по первобытным верованиям и традициям. К сожалению, он увидел блочные дома, заселенные колонистами и островитянок в длинных европейских платьях. В день приезда художника на остров последний монарх Таити скончался от очень «европейской» болезни – алкоголизма. Единственное, что не разочаровало мастера – это буйство красок, так характерное для Океании.
Работы «таитянского» периода характеризуются статичностью, выраженной цветовой контрастностью и глубокой эмоциональностью.
Как это нередко случается, истинная слава пришла к мастеру только после его смерти.