«Танец» является одним из самых знаменитых произведений Анри Матисса. Это полотно было написано Матиссом в начале двадцатого века. Существует две версии «Танца» — одна версия располагается в — одна версия располагается в Нью-Йорке, в Музее современного искусства, а другая — в санкт-петербургском Эрмитаже (как правило, любители живописи знают лишь ее).
Создавалась эта картина так — один из российских коллекционеров С. Щукин в 1906 году заехал в мастерскую Матисса, чтобы заказать у него несколько панно для своего особняка. Матисс выполнил заказ и написал три картины — «Танец», «Купание или медитация» и «Музыка». Впрочем, «Купание или медитация» осталась незаконченной. Остальные две картины сейчас выставлены в Эрмитаже.
Перед там, как отправиться в Россию, «Танец» выставлялся в художественном салоне Гран-Пале. Далеко не всем любителям искусства картина понравилась — выставка ознаменовалась скандалом. Щукина за «Танец» называли не иначе, как собирателем хлама. «Танец» был очень смелой работой для своего времени.
После того, как по России прокатилась революция семнадцатого года, коллекция Щукина была национализирована и разделена между несколькими музеями. Основная часть коллекции отошла к ГММИ, Эрмитажу же досталась небольшая часть картин, в том числе — и «Танец».
Великие художники, писавшие во Франции в 19-20 веках, отличались любовью к тематике танца. Это нашло отражение в работах Тулуз-Лотрека, Дега и других мастеров. Матисс тоже подпал под влияние танца. Он считал, что танец — загадочная и удивительная вещь, в нем есть ритм и жизнь. Хотя полотнам Матисса чуждо реалистичное изображение человека, мастер смог выразить динамику танца и наполнить свою картину движением.
Самым первым хороводом, который изобразил Матисс, была картина под названием «Радости жизни». Позже Анри воплотил танцевальную тематику в деревянном рельефе с нимфами и нескольких вазах.
О создании «Танца» художник рассказывал следующее — когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился на одно из танцевальных представлений. Особенно сильное впечатление на художника произвела фарандола. Вернувшись домой, он напевал себе под нос услышанную мелодию и писал «Танец». Так получилось четырехметровое полотно, на котором застыли в прерванном движении несколько красных фигур, танцующих в хороводе. Картина очень понравилась заказчику — Щукин был буквально в полном восторге. Позже Матисс еще не раз возвращался к танцу. В начале тридцатых годов прошлого века он написал «Парижский танец».