Микеланджело, наряду с Леонардо да Винчи, является одним из флорентийцев, совершивших гигантский вклад в мировое искусство. Жившие в одно время и в одном географическом пространстве, два этих великих деятеля утвердили в итальянском искусстве стиль, получивший название Высокого возрождения. Микеланджело, будучи по призванию скульптором, предвосхитил идеи маньеризма и барокко в пластике, хотя, разумеется, был бы не согласен с идейными установками этих течений.
Скульптуры Микеланджело отличает величественность, классичность одновременно со свободой, новаторство, лишённое пошлости, и высокая гражданственность. Несмотря на то, что большинство заказов поступали от представителей католической церкви, современники отмечали преимущественно светский уклон его творений. Примером этого может послужить история «Давида», который по плану должен был стоять на площади перед церковью, но вместо этого, в соответствиями с «пожеланиями трудящихся», был перенесён в правительственное здание и стал символом республики и борьбы флорентийцев против тирании.
…Научился владеть резцом раньше, чем читать и писать
Об этом повествуют его биографы, да и сам Микеланджело в своих письмах говорит о том же. Отец его был обедневшим дворянином, верившим в семейную легенду, по которой его род будто бы происходит от некоего мессера Симоне, принадлежавшего к семейству графов ди Каносса. Эту легенду, похоже, разделяло и общество, так как графы Каносса относились к Микеланджело с уважением, называли его своим родственником и просили часто заходить в гости и считать их дом своим. Но такое признание мастер заслужит позже, а пока что, в детстве, он не окружён большим богатством. Небольшого имения его отца едва хватало на то, чтобы прокормить многодетную семью.
Мать Микеланджело умерла, когда ему было всего шесть лет; причиной смерти считается истощение от частых беременностей. Поэтому Микеланджело был отдан на воспитание «кормилице». И вот, в семье Тополино, Микеланджело обнаруживает склонность к скульптурному делу. Отец не без труда, но всё же смирился с этой склонностью сына и отдал его на обучение в художественную мастерскую. Впоследствии Микеланджело в своих многочисленных письмах и прочих произведениях ни единым словом не обмолвился о своей настоящей матери, зато очень положительно отзывался о своей кормилице, «из молока» которой он «извлёк молот и резец».
Человек эпохи Возрождения
В соответствии с идеалами Возрождения деятели искусства и науки стремились к тому, чтобы быть совершенными во всём. Объём деятельности Леонардо до сих пор у большинства людей вызывает священный трепет: он был и художником, и механиком, и физиком, и анатомом, и скульптором, и архитектором… Одним словом – яркий пример «хомо универсалис». Точно таким же «универсальным человеком» был и Микеланджело. Большинству наших современников Микеланджело знаком как скульптор, чуть меньше людей знает его как гениального живописца и архитектора… и очень небольшой круг знатоков осведомлён о том, что Микеланджело был… одним из крупнейших европейских поэтов своего времени.
Известны несколько сотен его стихотворений, чаще всего это сонеты и мадригалы. Некоторые из них ещё при его жизни были положены на музыку и стали популярными в Италии произведениями. Внимания заслуживает и его длительная переписка с 47-летней вдовой Витторией Колонной, которой он также посвящал сонеты. Однако впервые стихотворные произведения Микеланджело были изданы спустя много лет после его смерти, пройдя через цензурные корректировки: дело в том, что многие любовные сонеты посвящались… Томмазо Кавальери, возлюбленному юноше мастера.
Художник и скульптор
Микеланджело считал главным своим призванием скульптуру, однако занимался он и живописью: расписывал церкви, в том числе знаменитую Сикстинскую капеллу, и создавал «станковые» картины. Однако до наших дней в законченном виде дошла только одна его станковая картина – «Мадонна Дони»; тем не менее, на ней Микеланджело в полной мере воплотил свои взгляды на изобразительное искусство, согласно которой по-настоящему талантливая картина должна напоминать скульптуру. «Мадонна Дони» позволяет предположить, какими были другие картины Микеланджело, не дошедшие до нас.
«Мадонна Дони»
«Мадонна Дони» представляет собой деревянное «тондо» – картину круглой формы, какие были популярны в то время. На первом плане изображены Дева Мария, Иосиф Обручник и младенец Христос, которого Мария то ли принимает у Иосифа, то ли протягивает ему. Все фигуры – мощные, мускулистые, с прихотливо изогнутыми формами тела. Иосиф как бы нависает над сидящей Марией. Композиция очень напоминает скульптуру, и это сходство усиливается гладкой кожей – эффект «канджианте». На заднем плане заметна небольшая фигура Иоанна Крестителя.
Также на заднем плане присутствуют пять обнажённых мужских фигур, отделённых от основной сцены горизонтальной перекладиной. Эти фигуры трактуются исследователями по-разному: одни, например, считают, что это «люди ветхого завета», то есть язычники, готовящиеся к крещению; а другие полагают, что это – отражение гомосексуальных наклонностей Микеланджело. Прочие детали картины наполнены сложным и не всегда понятным символизмом. Ветка иссопа у ног Иоанна Крестителя символизирует крещение, а клевер на переднем плане обозначает «троицу».
Находка «Лаокоона»
В 1506 году на месте Золотого дома Нерона, под землёй, был обнаружен легендарный «Лаокоон» – античная скульптура, известная до тех пор из сочинения Плиния Старшего. Папа римский Юлий II послал Микеланджело и архитектора Сангалло изучить скульптуру. Сангалло подтвердил подлинность скульптуры, а Микеланджело сообщил, что скульптура изготовлена из двух кусков мрамора, хотя Плиний говорил, что она сделана из единой глыбы. Скульптура изображает героя Лаокоона и его сыновей, борющихся со змеями. И именно она вдохновила Микеланджело на выработку новой эстетики в скульптуре, подхваченной затем остальными скульпторами.