«Сикстинская Мадонна» Рафаэля – одна из самых знаменитых картин за всю историю изобразительного искусства. Созданная примерно в одно время с «Джокондой» Леонардо, она удостоилась таких же восторженных отзывов современников… и ещё более горького разочарования потомков. Если о «Джоконде» мир попросту позабыл, то «Сикстинская Мадонна» вызывала у зрителей то презрение, то беспокойство.
По сообщениям справочных изданий, краски этого полотна уже давно выцвели, и добиться прежнего эффекта, производимого картиной, не помогает ни помещение её под стекло, ни особое музейное освещение. Любопытно отреагировала на разочарование интеллектуалов в «Мадонне» Фаина Раневская во время экспозиции картины в Москве; она сказала: «Эта дама на протяжении столетий нравилась стольким мужчинам, что теперь сама выбирает, кому нравиться».
Разочарование в «Сикстинской Мадонне» проявилось ещё в середине XIX века, когда она, да и всё творчество Рафаэля, стала ассоциироваться с академизмом. Новое поколение живописцев отвергало все принципы, на которых было построено прежнее искусство и из которых, как из тонкого волокна, была «соткана» картина Рафаэля. Лев Толстой по этому поводу писал, что картина у него не вызывает никакого чувства, а только беспокойство – то ли ощущение он испытывает, которое нужно.
Масла в огонь подливала и зарождавшаяся коммерческая массовая культура, сделавшая картину объектом для китча и рекламной графики. Точнее, не саму картину, а двух пухлых ангелочков, изображённых на первом плане. На недавней выставке в Германии были продемонстрированы рекламные плакаты, обёртки от конфет и прочие произведения коммерческой графики XIX века, эксплуатирующие этих трогательных ангелочков и всячески над ними издевающиеся.
Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Достаточно сказать, что в Новое время она оставалась малоизвестной, поскольку Пьяченца, в одной из церквей которой она хранилась, была тогда полузабытым итальянским провинциальным городком. И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. Царственному немцу полотно очень приглянулось, и после переговоров с папой Римским он получил разрешение увезти картину в Дрезден. Там она пребывает до сих пор.
«Сикстинская Мадонна» особенно приглянулась русским путешественникам, поскольку у них было принято начинать «гран-тур» именно с Дрездена. Рафаэлевская «Мадонна» была для них первым шедевром итальянской живописи, открывавшимся непосредственному взору.
Великий автор «Мадонн»
Именно поэтому русским путешественникам и любителям искусства «Сикстинская Мадонна» была известна больше, чем другие картины Рафаэля с изображением богоматери. Между тем картины на эту тему Рафаэль писал с детства, обучаясь в мастерской своего отца. Только во Флоренции живописец создал около двадцати «Мадонн».
Интересно, что Рафаэль везде придерживался стандартного сюжета, даже повторяющегося композиционного построения, но при этом каждая картина получалась строго индивидуальной и не похожей на остальные. Среди этих картин, помимо «Сикстинской Мадонны», особенно широко известны следующие:
- «Мадонна с гвоздиками», композиционно являющаяся переосмыслением соответствующей картины Леонардо.
- «Мадонна Грандука», отмеченная влиянием Леонардо (использование «сфумато», изображение сада на заднем плане, которое позже, правда, было закрашено чёрным).
- «Прекрасная садовница», на которой младенец Христос изображён у ног сидящей Марии, а рядом с ним – коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, также имеющий вид младенца.
Большинство «Мадонн» Рафаэля изображают чисто человеческие чувства, такие как семейное спокойствие, безмятежность, радость материнства. В отличие от картин Леонардо с соответствующим сюжетом, в «Мадоннах» Рафаэля нет какой-либо таинственности, наоборот – чувства героев ясны и открыты зрителю, они просты, как и их одежда, и окружающий мир на заднем плане.
Однако в «Сикстинской Мадонне» Рафаэль Санти отразил совсем иные чувства: выражение лица Марии и младенца Христа печальное.
Загадки «Сикстинской Мадонны»
Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Считается, что здесь Рафаэль отразил свою скорбь по своей умершей матери, которую и символизирует Мадонна. Также первоначальное место для картины было перед большим распятием, и дева Мария с младенцем печалятся по поводу страдания спасителя на кресте. В сторону этого распятия, очевидно, указывает рукой и святой папа Сикст, изображённый слева. А деревянная перекладина, за которую держатся знаменитые ангелочки внизу, скорее всего, есть не что иное, как… гроб.
Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». Отмечено, что все линии, формы, краски и позы персонажей невольно заставляют зрителя смотреть прямо в глаза деве Марии. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
Существует мнение, что папа Сикст на картине изображён с шестью пальцами; это вроде бы логично, так как он «Сикст», то есть «шестой». Однако если присмотреться, то «шестой палец» оказывается просто частью тыльной стороны ладони.
Загадкой является и материал, на котором создана картина: это холст, хотя в XVI веке такие произведения создавались преимущественно на досках. Есть мнение, что картина задумывалась как элемент хоругви, что и обусловило выбор материала.
Портьеры давно смущали знатоков, по мнению которых, Рафаэль был не тем художником, который мог прибегнуть к такому «дешёвому» приёму. Однако если вспомнить, что картина первоначально заменяла в церковном алтаре отсутствующее окно, то всё становится на место: прихожане во время молитвы как бы наблюдали «за окном» алтаря разворачивающееся сверхъестественное событие.
Видео: Сикстинская капелла эпохи Возрождения
)