Сикстинская капелла Микеланджело относится к одной из самых масштабных работ великого мастера, а отдельные её росписи, выполненные этим художником, входят в число наиважнейших произведений западного искусства. Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу несколько раз: в 1512 году он расписал потолок помещения, представив мифологическую историю человечества от «сотворения мира» до «всемирного потопа», а в 1536 – 41 годах расписал алтарную стену, создав на ней масштабную фреску «Страшный суд».
Сикстинскую капеллу принято связывать с именем Микеланджело, хотя создавалась и расписывалась она задолго до начала творческой карьеры мастера: капелла, начавшая строиться в 1471 году, старше Микеланджело на четыре года.
Своим названием капелла обязана своему заказчику – папе римскому Сиксту IV. В момент основания капеллы папа был во враждебных отношениях с флорентийским семейством Медичи, от которого ожидал военной угрозы, равно как и от турецкого султана Мехмета II. Поэтому капелла была по его заказу укреплена. Однако впоследствии папа примирился с Медичи, в ознаменование чего пригласил флорентийских мастеров в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Предшественниками Микеланджело, работавшими в капелле, были Сандро Биттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера, создавшие бессмертные настенные росписи.
Потолок Сикстинской капеллы
Роспись потолка Сикстинской капеллы заказал Микеланджело его покровитель – папа Юлий II. Это была первая масштабная работа в жанре фрески, к которой приступил Микеланджело, считавший себя скульптором, а не живописцем. Однако со своей задачей он справился мастерски, создав свою композицию в рекордные сроки и практически в одиночку.
Первоначально потолок Сикстинской капеллы был расписан соперником Микеланджело – художником Браманте. Он изобразил на нём звёздное небо. Однако затем зданию стало грозить разрушение, оно потрескалось. Чудом капеллу удалось спасти и укрепить, однако потолок оказался повреждён. После того, как потолок отремонтировали, папа Юлий, сменивший на «святом престоле» своего дядю Сикста, пожелал расписать его заново.
Почему же он поручил эту работу скульптору Микеланджело, а не какому-нибудь опытному живописцу? Одна из версий гласит, что выбрать Микеланджело папу убедил Браманте, который хотел опозорить соперника: он посчитал, что Микеланджело, практически никогда до этого не занимавшийся фреской, провалит задание. Однако из письма Россели, друга и земляка Микеланджело, следует, что сам папа захотел, чтобы потолок капеллы расписывал Микеланджело, а Браманте, наоборот, пытался его отговорить. Эта версия, естественно, выглядит более убедительной.
О вражде Браманте и Микеланджело сообщает Вазари, упоминая её в рассказе о папской гробнице. Согласно рассказу Вазари, Юлий заказал Микеланджело роскошную гробницу, украшенную мраморными статуями, однако когда мастер приступил к изготовлению, папа отказался платить за мрамор. Разъярённый Микеланджело покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия вернулся, однако гробницу делать не стал. Браманте будто бы и был тем, кто убедил папу, что строить гробницу при жизни – плохое предзнаменование.
Таким образом, напрашивается вывод: папа римский заказал роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело как бы в знак примирения.
С техникой фрески Микеланджело познакомился, видимо, во время обучения в мастерской Гирландайо. Однако на практике он никогда фреской не занимался. Впервые он попробовал ею заняться во время своеобразного соревнования в Леонардо, когда обоим художникам поручили расписать фресками зал Большого совета во Флоренции. Лучшим был признан картон, разработанный Микеланджело, и ещё долгое время это изображение служило учебным пособием для живописцев. Однако к росписи зала Микеланджело так и не приступил.
Когда Микеланджело получил приглашение расписать потолок Сикстинской капеллы, он принял его довольно охотно. Очевидно, для него это задание было «проверкой на прочность», средством доказать всему миру своё мастерство.
Работа над росписью потолка продолжалась с 1508 по 1512 год и сопровождалась изменениями стиля. Закончив первую часть композиции, художник взглянул на неё снизу, глазами обычного прихожанина, и понял, что пространство слишком «переполнено». Вторая часть отличалась более крупными фигурами, написанными с меньшей детализацией, но не менее эффектно, чем первая часть.
Когда папа римский взглянул на готовую композицию, то отметил, что в изображении слишком мало синего и золотого цветов и что фигуры выглядят «бедно». На это находчивый Микеланджело ответил, что фрески изображают святых людей, которые не были богатыми. С этим папе пришлось согласиться.
«Страшный суд» Микеланджело
«Страшный суд» в Сикстинской капелле создавался Микеланджело через двадцать с лишним лет после росписи потолка. Это произведение вызвало у публики противоречивые чувства: им до глубины души восхищались и в той же степени возмущались и проклинали его. Ведь в «Страшном суде» Микеланджело изобразил обнажённые тела, даже не прикрыв гениталии, что считалось верхом непристойности и даже ересью. Через 24 года другому художнику было поручено «прикрыть наготу» персонажей.
Также «Страшный суд» относят к числу итоговых произведений эпохи Возрождения. В нём Микеланджело выразил разочарование в гуманистических идеалах этой эпохи. Люди показаны жалкими и немощными, и акцент сделан не на праведниках, возносящихся в рай, а на мучениях грешников.
Христос-судия в канонической живописи изображается с поднятой правой рукой, благословляющей праведников, и с опущенной левой рукой, что означает приговор грешникам. На фреске Микеланджело Христос, по-видимому, лишь проклинает человечество, делая это с выразительным жестом. На фреске отсутствует и обычная для таких изображений радость по поводу спасения праведников: лицо Христа спокойное и даже циничное. Эпоха человека с его страстями закончилась, восторжествовала бесстрастная божественная Вечность.
Видео: Ватикан. Сикстинская капелла
)