Русская живопись XIX – XX века проделала долгий и богатый путь развития, начинавшийся с академических канонов (точнее, канонов Петербургской Императорской Академии Художеств) и продолжившийся борьбой за свободу творческого самовыражения. Это что касается века девятнадцатого. Но и двадцатый век подготовил дл русских деятелей искусства такое же испытание: место императорских канонов, идущих от допотопного классицизма, занял так называемый «социалистический реализм», который тоже брал определённые элементы из классицистских канонов.
Канонизация живописи
Всё началось с перенесения на российскую почву канонов живописи, выработанных французской Академией. Прежде всего это означало создание иерархии жанров и тем, подлежащих отражению в живописи. На первом месте по этим канонам находились исторические и религиозные картины. Учащиеся Петербургской Академии создавали произведения, темы для которых были взяты из исторических сочинений, древних литературных памятников, таких, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также из «Библии» и классических европейских мифологий – греческой, римской, германской.
Славянская мифология здесь была представлена очень ограниченно – как в силу недостатка сведений о славянских богах, так и, видимо, в силу опасений «возрождения язычества» в обществе. Темы для отражения русской истории брались из трёх источников: «Синопсис», «Древняя российская история» М. В. Ломоносова и «История российская» М. Щербатова. Историко-мифологическая тематика должна была привить учащимся умение выражать «древнюю гармонию», «божественное» величие, переносящееся и на царствующую фамилию.
Эти догмы сусального русского классицизма, сложившиеся в середине XVIII века, продолжали действовать и в XIX, несмотря на то, что прогрессивным россиянам было понятно, что эти догмы всё больше отстают от современной жизни. Недовольство молодой интеллигенции постепенно усиливалось, вылившись в 1863 году в так называемый «Бунт четырнадцати». 9 ноября этого года четырнадцать лучших выпускников Академии, возглавляемых И. Н. Крамским, демонстративно отказались от конкурса на большую золотую медаль, проводившегося к столетию Академии.
За этим последовал их выход из Академии. Предпосылки бунта связаны с объединением в юбилейном конкурсе выпускников исторического и жанрового направлений, которые должны были участвовать в нём одновременно; далее, руководство Академии изменило правила конкурса, и теперь участникам не было предоставлено право самостоятельно избирать сюжет своего произведения – он утверждался «сверху». Четырнадцать выпускников, принадлежавших к обоим направлениям академической живописи, подали прошение об изменениях условий конкурса, которое осталось без удовлетворения. В ответ на это группа молодых бунтовщиков высказала перед комиссией своё нежелание участвовать в конкурсе и намерение покинуть стены Академии.
Это событие положило начало движению «передвижников» и зарождению русской реалистической живописи.
В дальнейшем П. П. Чистяков создал в Академии условия, более приемлемые для воспитания нового поколения живописцев. Академия приспосабливалась к новым условиям, учитывая опыт своих «конкурентов» – передвижников. Примечательно, что дерзновенные бунтовщики не были наказаны, им всем Академия вручила дипломы.
Артель художников, созданная вышедшими из Академии живописцами, оказалась востребованной в обществе, имела определённый экономический успех, а многие передвижники, как стали обозначать себя члены Артели, впоследствии получили почётное звание академика Императорской Академии Художеств. Таким счастливцем оказался и сам Крамской, «предводитель» бунта. Тем не менее, по указанию императора Александра II за бывшими академистами установили тайный полицейский надзор.
Русское искусство начала ХХ века
Русская живопись XIX – XX века переживала различные этапы, и начало ХХ века оказалось самым плодотворным… и самым противоречивым этапом. Стоит сказать, что русское изобразительное искусство сильнее впитало идеи европейского модернизма и авангарда, чем искусство стран Западной Европы. Заражённость художников и архитекторов авангардными настроениями привела впоследствии к появлению типично русского направления в искусстве – конструктивизма.
Но это – в будущем, а пока на ниве изобразительного искусства работали представители различных направлений, борьба между которыми во многом слилась с политической. Кроме традиционных форм живописи и графики, появлялись новые, такие как плакат. Плакаты, однако, не следует целиком и полностью связывать с «революционным» искусством, они были востребованы и в дворянской, промонархической среде. Так, один из самых известных плакатов начала ХХ века призывает записываться в ряды русской армии, воевавшей в Первой мировой войне.
Параллельно в творчестве художников этого периода развивались исторические мотивы, причём большой интерес мастера и поклонники испытывали к былинам, идеализированной истории Древней Руси, мифологии и мифотворчеству. Эти художники, творившие в одном духе с архитекторами, представлявшими «псевдорусский стиль», успехам европейской цивилизации пытались противопоставить успехи далёкого прошлого, как действительные, так и мнимые.
Живописцы интересовались и народным творчеством: лубочными картинками, резьбой по дереву, росписью посуды и т. д. Эти поиски российских художников являются продолжением традиций, зародившихся во второй половине предыдущего столетия, когда на смену картинам, изображающим реалии дворянской жизни, пришли работы, отражающие жизнь и быт мещан, горожан, промышленников, крестьян и бедняков. Подобный поворот искусства к народу происходил в то время во всей Европе. Русская живопись XIX века изучала жизнь простого народа, а в последующем столетии пыталась найти в ней некие духовные богатства, якобы заложенные в фольклоре – сказках, легендах, даже суевериях.