B.Каразин, И.Бeцкий, А.Алферов… Эти выдающиеся имена история Художественного музея будет хранить вечно, ибо это их усилиями обогатилась коллекция музея образцами мирового уровня. Немало и щедрых сердцем харьковчан принесли в дар музею неоценимые произведения мирового изобразительного искусства.
А.Н. Подкопай
Алексей Николаевич Подкопай — старейший коллекционер Харькова, рос на окраине нашего города в семье кузнеца. Сызмала тянулся к книгам. А потом страсть к книгам уступила страсти к произведениям изобразительного искусства.
Первые свои картины инженер А.Подкопай приобрел в 1920-1930 гг. А в 1950-1960 гг. его коллекция уже лучшая в Харькове, насчитывающая сотни произведений живописи и графики, несколько тысяч ценных книг и огромное собрание произведений прикладного искусства.
В 1978 г. А.Н.Подкопай подарил музею более пятисот произведений живописи и графики.
В его коллекции преобладают образцы Харьковской художественной школы, с которой тесно связано становление национальной пейзажной живописи II пол. XIX в.
Задушевная и поэтичная природа Украины — мир этюдов- картин П.Левченко; сочность и глубина живописи придают особую нарядность работам М.Беркоса, М.Ткаченко, самобытный мастер-маринист, представлен в коллекции несколькими полотнами.
Коллекция знакомит и с произведениями мастеров Союза русских художников: С.Виноградова, С.Жуковского, Л.Туржанского.
Расширяют наши знания о художественном процессе конца ХIX в. и работы художников, чьи имена мало известны. В частности, это П.Сейтгоф, выпускник Петербургской академии художеств, мастер романтического пейзажа; польский художник Е.Вжещ, в творчестве которого украинская тематика заняла ведущее место.
Есть в коллекции и произведения мастеров, чья деятельность охватывает и послереволюционный период: Е.Минюра, Л.Пастернак, И.Ижакевич.
Музей постоянно экспонирует часть этого дара.
М.З.Фрадкин, О.Я.Кригер.
Харьковского художника Мойсея Залмановича Фрадкина (1904-1974) любители искусства знают как прекрасного графика, произведения которого с успехом экспонировались на выставках. Но Фрадкин не только художник, он и страстный коллекционер. Вместе с женой Ольгой Яковлевной Кригер (1911-1970) он собрал уникальную коллекцию произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства отечественных и зарубежных мастеров. Коллекция, переданная музею в 1976 г., насчитывает около 800 предметов.
Это собрание — миниатюрный музей, показывающий зрителям и Запад, и Восток, и гравюрные раритеты XVI-XVII вв., и изысканные изделия из стекла и бисера…
Первоклассные живописные полотна фламандского художника Д.Тенирса-младшего, немецких живописцев Б.Деннера, А.Миньона, русских мастеров И.Айвазовского, В.Маковского, Ф.Малявина делают коллекцию очень ценной. Украинская живопись конца XIX — нач. XX вв. представлена полотнами П.Левченко, М.Беркоса, С.Васильковского, М.Бурачека.
Собрание Кригер-Фрадкина значительно пополнило коллекцию музея, знакомя любителей искусства с его яркими страницами.
Е.М.Шпектор
Любовь к искусству фарфора проявилась у Екатерины Михайловны Шпектор, врача по специальности, еще в 1930-е годы. И уже тогда она собрала целый ряд интереснейших изделий из фарфора, но, к сожалению, их не удалось сохранить: в годы Великой Отечественной войны они погибли. После войны Екатерина Михайловна начала собирать новую коллекцию, отдавая предпочтение мелкой фарфоровой пластике. Трижды в залах музея экспонировались выставки фарфора и трижды коллекция музея пополнялась фарфором из собрания Е.М.Шпектор.
В данное время это собрание, основу которого составляет мелкая фарфоровая пластика, насчитывает 945 экспонатов — изделий наилучших мануфактур Германии, Австрии, Франции, Англии, Дании, Италии. Немалая часть коллекции — изделия Российского императорского фарфорового завода, лучших заводов, которые существовали в России в XVIII-XX вв. А украшением коллекции, безусловно, является агитационный фарфор 1920-х годов.
Собрание включает работы таких выдающихся скульпторов, как В.Кузнецов, Н.Данько, О.Брускетти-Митрохина, известного талантливого графика С.Чехонина, оригинального живописца Б.Кустодиева и др.