Павел Иванович ХАРИТОНЕНКО
1853-1914
Иван Харитоненко (1820-1891) — основатель мощнейшей в Российской империи династии сахаропромышленников — монополистов Левобережной Украины и юго-восточных земель. Павел Харитоненко (1853-1914) — достойный последователь отца и его единомышленник. Имея капитал и фундаментальное образование, укреплял благосостояние и славу своего рода, используя все прогрессивное в деле сахаропроизводства — новейшие технологии, оборудование, экспериментальные производства химического профиля, селекционное хозяйство. Благотворительность Ивана Харитоненко была направлена на застройку и упорядочение города Сумы. Жизнь его сына П.Харитоненко была тесно связана с Москвой. Там он собирал в своем особняке цвет столичных промышленников и интеллигенции. Духовная близость к общим направлениям искусства того времени помогло П.Харитоненко сделать свою усадьбу Натальевку мастерской, не уступающей Абрамцево и Талашкино. Деятельность Харитоненко-коллекционера началась в Москве. Его художественные вкусы отличались разносторонностью, как, впрочем, и искусство его времени, представленное различными направлениями: европейский импрессионизм и его отражение в отечественном искусстве, передвижники, модерн. Естественно, его культурническая деятельность не имела выразительно украинской национальной направленности, разворачивалась в русле общероссийской культуры.
Атмосфера творчества, гостеприимства привлекает в Натальевку А.Щусева, А.Савинова, С.Коненкова, А.Матвеева, здесь подолгу живут и работают братья В. и Н. Маковские, С.Виноградов. После смерти П.Харитоненко, на волне послереволюционной приподнятости, в усадьбе организован музей на базе частного собрания. В 30-е годы «малые музеи» переживали пору многочисленных реорганизаций — и Натальевское собрание было расформировано. Часть коллекции пополнила харьковские музеи (сначала — Государственную картинную галерею, в послевоенное время — Художественный музей).
В 1890-1900 гг. в Харькове жил и работал известный художник С.Виноградов. Наверное, бывал и он в Натальевке. По музейным преданиям, натюрморт «Сирень» написан ко дню рождения П.Харитоненко.
Новые направления в искусстве первого десятилетия отображены в «Золотой осени» С.Жуковского.
Как уже говорилось, частыми гостями Натальевки были братья Маковские — Владимир и Николай. Именно здесь написаны «Женский портрет» (1885) и «Портрет Бюссона», воспитателя детей П.Харитоненко (1894 г.).
Кисти Николая Маковского принадлежит «Базар в Москве» (1884 г.) и «На реке» (1885 г.).
Ф.Малявин написал в усадьбе портрет хозяина с сыном (1911 г.).
Этюдом «В горах» (1884) презентован Г.Мясоедов. Многолетняя дружба связывала П.Харитоненко с выдающимся мастером М.Нестеровым. Его кисти принадлежит роспись Троицкого собора (1901-1914) в Сумах (шесть образов для иконостаса). Монументальное полотно «Тихие воды» (1912) относится к периоду активных творческих взаимоотношений этих незаурядных людей.
Из московских живописцев следует назвать И.Остроухова с его этюдом «Ранняя весна» (1900 г.).
Несколько в стороне от основных художественных вкусов хозяина усадьбы стоит имя В.Орловского — известного художника I пол. ХIХ в., представленного картиной «Тройка».
И, наконец, жемчужины собрания П.Харитоненко — шедевры: портрет Н.Матвеевой(1909 г.) В.Сурикова, «Дворик» (1891 г.) В.Поленова, «Темный лес» (1890 г.) И.Шишкина.
Количественный и качественный состав коллекции дает основание сделать вывод: художественные вкусы ее владельца определял в основном Союз русских художников — объединение мастеров нач. ХХ в., поиски которых были близки П.Харитоненко по духу. Заметим, что существовала еще московская коллекция П.Харитоненко, которая попала в Государственную Третьяковскую галерею, а в музейные коллекции Харькова пришли произведения из Сумского художественного музея, среди которых, вероятно, немало полотен и из Натальевки. Но это тема уже другого исследования. Подводя же здесь черту, следует заметить, что произведения из коллекции П.Харитоненко и сегодня занимают одно из особых мест в экспозиции ХХМ.