аботы художника Пабло Пикассо всегда становились источником бурных обсуждений, никого не оставляя равнодушным. Одни считают его гением, другие - бездарностью, его имя у всех на слуху, но понять его творчество способны немногие.
Многообразие творческих методов
Отличительная черта Пикассо – отсутствие определенной формы, неизменной манеры письма. Напротив, для него характерна одновременная работа в абсолютно разных направлениях. Сам художник не раз говорил, что никогда не знает наперед, как именно будет выражена та или иная его идея. Будет ли это безумный коллаж, написанное маслом полотно или набросок пером. Его картины то наполнены неожиданно яркими колористическими решениями, то абсолютно лишены цвета. Сам Пикассо – воплощает не только многогранное искусство прошлого века, но и сам двадцатый век с его взлетами и падениями, триумфами разума и бесчеловечными катастрофами. В его творчестве было все: строгий академизм и кубизм, холодная тягучая атмосфера «Голубого периода» и яростная, ужасающая «Герника», подражание мастерам прошлого и рождение абсолютно новаторского метода коллажа. И все это в непрерывной взаимосвязи, в постоянных возвращениях к образам, казалось давно раскрытым, но каждый раз поражающих новыми гранями.
Творческая биография
«Голубой период» (1901-1904) получил свое название от предпочитаемой в эти годы цветовой гаммы Пикассо. Глухие льдистые тона рождали ощущение бесконечной усталости героев от бедности, горестей, от самой жизни. Он сменяется чуть более оптимистичным «Розовым периодом», основным лейтмотивом которого остается по-прежнему сострадание к нищим и убогим героям.
Началом нового периода не только в творчестве Пикассо, но и в искусстве в целом, стал «негритянский период», логично сменившийся «кубизмом». Произведения этого времени представляют собой все более далекий от реальности набор плоскостей и объемов, часто весьма условно раскрашенных. В дальнейшем дробление изображений усиливается. Понять, что именно изображено на картине становится практически невозможно. Доминирующими становятся кричаще раскрашенные плоскости, причем кроме красок на полотнах появляются окрашенные опилки, обрывки газет и нотных листов. Казалось бы, искусство Пикассо все дальше уходит от изображения реального мира… Тем не менее, в этот же период появляются классически традиционные портреты («Портрет Амбруаза Воллара» (1910), «Портрет «Макса Жакоба (1915)) и графические работы в духе Энгра.
Полотно «Три танцовщицы» (1925) можно считать началом нового сложного этапа. Диспропорции фигур на картинах становятся пугающими, они словно выворачиваются в жутких конвульсивных движениях. Образы на картинах мрачнеют. Трагизм и отчаяние – вот общее направление произведений этого времени. Так отзывается Пикассо на трагедию войны, сотрясающую человечество. Кажется, боль и ужас захлестывает и художника, и зрителя.
Из послевоенных работ Пикассо наиболее известным стал «Голубь мира» (1949).