Многим известна картина «Последний день Помпеи», рожденная кистью замечательного русского художника Карла Брюллова. Но далеко не многим известно, какого труда художнику стоило создание этого всемирно известного полотна.
История сюжета картины
В основу сюжета легло одно из самых мощных извержений вулканов. В 79 году, 24 августа, произошло извержение вулкана Везувий, которое полностью уничтожило четыре прекрасных цветущих города, которые находились у его подножия.
В середине восемнадцатого века руины разрушенных Помпей были обнаружены при археологических раскопках. Новость об этом облетела весь мир и сюда устремились путешественники со всего света.
Молодой художник Карл Брюллов впервые посетил развалины Помпеи в 1827 году. Увиденное им оставило такое впечатление, что в голове его сразу родился замысел написания картины.
Приступить к написанию картины Брюллов решился только в 1830 году, на создание у него ушло долгих три года. Сам процесс написания полотна отнимал у художника все силы, работал он, так сказать, на износ. Бывало, из студии его выносили буквально на руках.
Сюжет картины
В кроваво-красном зареве, которое создает извергающий губительную лаву вулкан, во время вспышки молнии, выхватывающей одно мгновение из разворачивающейся трагедии, зритель видит всю сущность человеческой души.
Художник передает чувства людей, оказавшихся в экстремальной ситуации. Вот сын пытается уговорить отца бежать, спасаться. Или несколько сыновей пытаются спасти немощно отца. В центре картины мы видим мужчину, который пытается закрыть своих близких рукой от гнева небес. Или молодой мужчина, пытающийся спасти свою невесту, которая без чувств висит на его руках. Две матери, спасающие своих детей, одна из которых бессильно обнимает своих детей, а вторая — упала замертво, не оставив своему ребенку шансов спастись.
В сюжете есть и те люди, которые стремятся спасти свои ценности, свое имущество.
Автопортрет в картине
В сюжете картины Брюллов изобразил автопортрет в образе художника, который пытается спасти самое дорогое — ящик, в котором лежат краски и кисти.
Успех картины
Первый успех картина получила уже осенью 1833 года на выставке в Милане, где получила признание и восхищение. С того момента презрение к русским художникам навсегда кануло в лету.
Картину сегодня можно увидеть в Государственном Русском музее, находящимся в Санкт-Петербурге.