Памятники архитектуры Украины чрезвычайно многообразны, что отражает бурную и неоднозначную историю этой страны.
- Здесь можно найти и образцы древнейшего русского зодчества, ставшие своеобразным символом «крещения Руси», в эпоху которого они и были созданы;
- здесь имеются примеры ренессансной, барочной, романской и готической архитектуры, знаменующие «завоевание» Украины европейцами – поляками и литовцами;
- много здесь и архитектурных шедевров, которые являются «чём-то средним», а именно – попыткой приспособить древнерусские и византийские традиции под новую европейскую гармонию и стилистику. Самое интересное в том, что эти два направления, казалось бы – несовместимые между собой, украинские мастера смогли соединить, образовав стиль, который станет классикой для всего восточнославянского храмового зодчества. Широкие массы населения до сих пор считают, что такими были храмы в Древней Руси, и относительно мало людей представляет, какими в действительности были древнерусские храмы.
Архитектурная история Украины
Достаточно сложно простому наблюдателю получить представление о том, какой была архитектура Киевской Руси: в более позднюю эпоху древние храмы были перестроены в стиле «украинского барокко». Это коснулось и всемирно известного собора Святой Софии, построенного, по преданию, самим Ярославом Мудрым.
Его зелёные и златоглавые купола, поднимающиеся над угловатым снежно-белым фасадом, показывают нам классический образец храмового зодчества рубежа XVII – XVIII веков. Однако сооружение сохранило первоначальную внешнюю многокупольную форму, свидетельствующую о «византийском» прошлом собора. Попав внутрь, можно увидеть прекрасно сохранившиеся первоначальные росписи и мозаики, лишь частично отреставрированные поздними художниками (в числе которых был, к примеру, Врубель). Здесь же остались следы пребывания варягов-скандинавов – руны, начертанные на стенах собора.
Такова же и судьба Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, который был построен в 1113 году. В его форме до сих пор заметна древнерусская основа, однако всё остальное – расцветка стен, форма и цвет куполов – представляют классическое сооружение украинского барокко.
Среди архитектурных памятников Украины достаточно мало гражданских построек. Это не только свидетельство повышенного «средневекового» элемента в украинской культуре Возрождения и барокко. Привлекающие внимание гражданские постройки в то время существовали в изобилии, однако до нашего времени они не сохранились.
Княжеские замки, к примеру, строились по преимуществу из дерева, и их век по понятным причинам был недолог. Их сохранившихся гражданских заведений, выстроенных в стиле «мазепинского барокко», упомянем палаты самого Мазепы, а также здание Черниговского коллегиума, построенного также на средства гетмана. Впрочем, здание коллегиума представляет собой «дополненную» монастырскую трапезную, основанную ещё в середине XVII века. Между тем Коллегиум стал первым высшим учебным заведением на территории Левобережной Украины. Некоторые элементы Коллегиума демонстрируют стиль, распространившийся в Украине в конце XIX века – так называемый «псевдорусский» стиль.
Мазепинские палаты тоже можно отнести к архитектурным памятникам Украины, хотя и находятся они на территории России, под городом Рыльском в Курской области. В наше время резиденция гетмана, увы, находится в довольно плачевном состоянии и требует реставрации.
Зарождение «украинского барокко» тесно связано с подъёмом национального движения на украинской территории в XVII веке. Зодчие старались создать национальную украинскую архитектуру, подчеркнуть величие национальное культуры. Что характерно – в большей степени украинские архитекторы ориентировались на казацкое народное деревянное зодчество, чем на древнерусскую традицию «византийского образца». Поэтому в украинских храмах этого периода представлено много шатров, куполов особой формы, а также определённая свобода в выборе декоративной отделки.
Что качается шатра в древнерусском деревянном зодчестве, в том числе украинском, то исследователи не пришли к единому мнению о его происхождении; однако интересно, что шатры имеют некоторое внешнее сходство и с европейской готикой, и с некоторыми барочными элементами. А те, в свою очередь, пришли в Европу, по мнению некоторых учёных, из азиатского – турецкого и татарского – зодчества. Так что и в народную русскую архитектуру эти элементы могли проникнуть из того же источника.
В XVIII украинская архитектура переживает очередной «национальный кризис»: она унифицируется под вкусы российского дворянства, точно так же, как и другие стороны украинской культуры и жизненного уклада. Такое поведение императорской власти подготовило почву для нового движения за национальную независимость, отразившегося в архитектуре XIX века. Примером украинской архитектуры XVIII века служит церковь Иоанна Богослова в Нежине, в которой намечается переход от барокко к классицизму.
Её создатель – киевский архитектор Иван Григорович-Барский. Начав заниматься архитектурой уже в зрелом возрасте, он совместил в своём творчестве мотивы, характерные для Украины середины XVIII века, а именно – сочетание принципов классицизма с национальными барочными «рудиментами». Такова же и его Константино-Еленинская церковь в Киеве, к сожалению, не дожившая до наших дней: её разрушили большевики в 1930-х годах.
По сохранившимся изображениям можно судить, что она отличалась огромными грушевидными куполами и классицистским решением основного объёма здания. Всё, что осталось после большевистского погрома – это трапезная, которую в то время переоборудовали в спортзал. Григорович-Барский – один из первых украинских архитекторов, всерьёз занимавшийся постройкой гражданских сооружений, одно из которых – водопровод на Подоле с фонтанным павильоном «Самсон».