Ослепительное солнце. Голубой небосвод над головой. Слабые дуновения ветерка. Шелест зелёной травы под ногами. Она. Такая лёгкая и неземная — дама с зонтиком. Она смотрит на нас, слегка удивлённая нашим появлением, внимательно изучает нас: кто мы и что здесь делаем. Ответ прост: мы любуемся ею.
Её зовут Камилла Донсьё. Она — первая жена Клода Моне, и он безмерно любит её. Картина была написана во время одной из прогулок по Аржантей — селу на правом берегу Сены, где в 1875 году жил художник с семьёй.
Моне удаётся запечатлеть замечательный момент: жена стоит на пригорке и смотрит на художника сверху вниз, ветерок едва колышет полы её платья, и несколько непослушных прядок выбились из причёски. Слегка утомлённая полуденным солнцем, она прикрывается от него зонтиком. Она такая нежная и хрупкая. Может быть, поэтому ветер не смеет дуть сильнее, боясь ненароком своим порывом унести прочь это чудо? Небесное создание, спустившееся на землю. Голубое небо и лёгкие облачка на заднем плане подчёркивают воздушность и неземное происхождение этой женщины. Вся любовь художника к Камилле отображена на этом полотне. На залитом светом лугу она — воплощение гармонии и красоты. Природа не слишком-то интересна художнику, всё, что мы видим — зелёная трава под ногами дамы с зонтиком и несколько веток дерева. Таким образом, Моне акцентирует наше внимание на своей жене, как бы показывая, что именно она украшает этот непримечательный пейзаж.
Камилла — не единственная, кто смотрит на нас с картины. Два любопытных глаза внимательно следят за торопливой работой художника. Восьмилетний Жан — старший сын Клода Моне, стоя чуть поодаль, не упускает ни одного движения кистью. Играм и веселью мальчик предпочёл спокойствие: он, как и отец, уловил прекрасное.
Пожалуй, это одна из самых лучших написанных Моне картин. Он не только продемонстрировал весь свой талант, но и сумел передать свои самые тёплые и нежные чувства. Глядя на полотно, ощущаешь себя причастным к чему-то чистому и светлому, как будто дотрагиваешься до чуда. Это чудо — обнажённая душа художника, наполненная любовью к даме с зонтиком. К сожалению, Моне пережил и Камиллу, и Жана. Трудно представить, с какой болью в сердце жил художник после того, как туберкулёз отнял у него жену в 1879 году, и умер сын в 1914. Наверняка, он не раз глядел на их лица, запечатлённые на картине, и с трепетной любовью вспоминал проведённые вместе дни.