Николай Константинович Рерих (1874-1947) – один из величайших русских художников. Он известен также как писатель, философ-гуманист, мистик, путешественник, археолог, этнограф и выдающийся общественный деятель. Мало кому из художников удалось оставить столь яркий след в истории.
В российский период жизни и творчества Рерих был директором Императорского общества поощрения художеств и успел прославиться как сценограф, принимавший непосредственное участие в организации знаменитых «Русских сезонов».
Русский период
Первая большая серия полотен живописца, созданная на рубеже 19-20 веков, посвящена истории Руси и славянского этноса. Одна из работ была приобретена Третьяковым для его легендарной галереи. Работы получили самую высокую оценку великого русского писателя и гуманиста Л. Н. Толстого. Во всех картинах отчетливо прослеживается яркая мистически-религиозная составляющая.
После Октябрьской революции 1917 года отношения с новыми властями у Рериха поначалу складывались довольно неплохо, хотя поначалу идей большевизма художник не принимал. На тот момент мысли мастера были устремлены к достижению своей заветной мечты – отправиться в страны Востока. В первую очередь художника и философа интересовала Индия, которую он всегда считал истинной колыбелью древней культуры и духовности. Николай Константинович был глубоко убежден в том, что у славян и индоиранцев общие корни. Путь в Индию затянулся на несколько лет. Вначале Рерих трудился в США, где создал несколько культурных центров и написал ряд замечательных картин. Именно в Соединенных Штатах художник нашел единомышленников, готовых финансировать организацию беспрецедентных по масштабу экспедиций.
Восточный период
В 1923 году Рерих с семьей приезжает в Индию, где начинается новый период его творчества. Горные пейзажи Гималаев, хранящие тайны духовного прозрения и познания, всегда являлись для живописца неисчерпаемым источником вдохновения. Невероятная цветовая гамма полотен «индийских» серий заставляет по-другому взглянуть на окружающий нас мир. Вершины гор символизируют высоты, на которые может и должен подняться человеческий дух.
В Индии живописец прожил более двадцати лет и был лично знаком с видными общественными и религиозными деятелями этой древней и загадочной страны.
В философии Рериха главным носителем культуры, просвещения и одухотворения в современном обществе является женщина. Легендарное полотно «Матерь Мира» (1930 г.) наполнено глубочайшим символизмом.
В годы Великой Отечественной войны на картинах мастера стали отчетливо прослеживаться образы, которые можно расценивать как предсказания великой Победы.
Зрелый период творчества Рериха характеризуется сочетанием высочайшей синтетичности и беспрецедентного масштаба мышления.