«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, она же «Джоконда», является одной из самых знаменитых картин за всю историю человечества. Она же считается и самой загадочной. Среди теорий, связанных с написанием этой картины, много фантастических и просто сумасшедших. При этом многие люди, отмечающие загадочность и необычность картины «Мона Лиза», не могут внятно объяснить, почему эта картина кажется им загадочной.
Другие же не видят в этом произведении ничего загадочного, заявляя, что даже особой красотой изображённая женщина не отличается. Загадок, связанных с картиной «Мона Лиза», наверное, не меньше, чем загадок, связанных с самим Леонардо и всеми остальными его произведениями.
- Чаще всего приходится слышать о загадочности улыбки Моны Лизы. Эту улыбку называли и демонической, и сладострастной, и эмоциональной, и интеллектуальной. Зрители строили всяческие предположения о причине этой улыбки, точнее – полуулыбки. Так, Джорджо Вазари, автор XVI века, составивший одни из первых в мире биографий знаменитых художников, писал, что госпожу Лизу в момент написания картины развлекал целый штат шутов и музыкантов, дабы картина избавилась от того налёта меланхолии, который, по его словам, обычно присущ всем портретам. Но о создании картины и о ней самой Вазари пишет, очевидно, с чужих слов, поэтому его рассказ не соответствует действительности.Описывавший картину Вазари, видимо, даже не видел её собственными глазами.Так, он восхищается бровями госпожи Джоконды, которых на портрете нет; он говорит, что Леонардо, как всегда, не окончил картину, – хотя достаточно взглянуть на неё беглым взглядом, чтобы отметить, что она мастерски завершена; Вазари пишет также, что Леонардо работал над картиной в четыре года, что не укладывается в подробности биографии художника. В Новое время исследователи высказывали предположение, что Леонардо попросту влюбился в девушку, а она во время позирования дразнила его своими туманными намёками, едва различимой мимикой и загадочной улыбкой; но такие версии всецело основаны на домыслах их авторов.Многие искали в улыбке Моны Лизы некую высшую сущность, пытались найти причины, заставившие её улыбаться; однако, согласно исследованиям, сущность улыбки и всего образа была как раз противоположной: Леонардо в портрете реализовал возможность изображения человеческих эмоций «самих в себе», как таковых, и это было одним из тех новшеств по отношению к предшествующему искусству, которые характеризуют картину «Мона Лиза». Об этом мы скажем ниже.
- Многие недоумевают, кто именно изображён на портрете. Несмотря на то, что в трудах современников и более поздних биографов, в том числе Вазари, ясно говорится, что в качестве модели выступила молодая женщина Лиза из рода Бернини, жена известного флорентийского торговца по фамилии Джокондо, ряд любителей и даже серьёзных исследователей строит просто сумасшедшие предположения, самые безумные из которых таковы: «Джоконда» – это портрет юноши Салаи, «возлюбленного» Леонардо; либо «Джоконда» – это… портрет самого Леонардо, что якобы подтверждается компьютерным совмещением «Джоконды» и известного портрета Леонардо. Другие исследователи высказывали более правдоподобные версии, называя в качестве моделей известных женщин – современниц Леонардо, одна из которых – Изабелла д’Эсте.
- Ещё одна загадка картины так и звучит: «Что же всё-таки загадочного в этом образе?». Любители всяческих сенсаций неоднократно пытались докопаться до истины, размышляя над общим выражением лица Джоконды, включая глаза и улыбку. Однако совершенно очевидно, что чаще всего восхищение и удивление наших современников носит подражательный характер: «загадочным» и «необычным» портрет казался современникам Леонардо и нескольким более поздним поколениям, но причины такого восприятия картины были вполне конкретными.По их отзывам, а также по словам современных трезвомыслящих исследователей, главной заслугой Леонардо на этой картине было удачное изображение живых человеческих эмоций, изменчивых и непостоянных, а также непревзойдённая по тем временам реалистичность портрета, при всём этом сохранившая отражение внутреннего мира художника (последнее отсутствует или присутствует недостаточно в творчестве живописцев XIX века, в частности – в этой «бездуховности» обвиняли Шишкина; отсутствует «внутренний мир» и в обычной фотографии).С этой задачей Леонардо справился мастерски, использовав весь свой арсенал приёмов, в первую очередь «сфумато» – чрезвычайно тонкую передачу световоздушной среды посредством едва заметных мазков. Выражение лица у госпожи Джоконды умиротворённое, однако затенённость в районе глаз создаёт впечатление, что девушка слегка хмурится; губы её прижаты, однако создаётся впечатление, что они вот-вот разомкнутся, заговорят или улыбнутся.
В общем, главное новшество, привнесённое Леонардо в искусство Возрождения и в живопись вообще и воплощённое именно в картине «Мона Лиза», заключалось в богатстве и динамизме изображённых эмоций. Эмоции – фактически самоцель написания картины, и для Леонардо было неважно, кто позирует перед ним. Выражаются эмоции главным образом на лице и руках, и ради этих элементов Леонардо пожертвовал всеми остальными элементами портрета.
Кроме того, эмоции переданы сами по себе, без каких-либо религиозных или нравственных оправданий и предпосылок, так что именно эта картина обозначила торжество гуманистических идеалов Возрождения: человек на ней восторжествовал полностью, сам по себе, а не в качестве «божьего творения» или создания природы, от неё зависимого.
Современное состояние картины
Многие картины Леонардо да Винчи писал, экспериментируя с красками и прочим материалом. Вследствие этого некоторые полотна мастера, в том числе и «Мона Лиза», находятся в плохом состоянии, а «Тайная вечеря» вообще погибла. Массовому зрителю отныне доступны лишь фото картин Леонардо да Винчи, находящихся в таком состоянии. «Мона Лиза» потемнела, а микрофотография позволила разглядеть огромное количество трещин на ней. В связи с этим руководство Лувра, в котором находится «Джоконда», объявило, что отныне не будет выставлять её на экспозицию, дабы не утратить её совершенно.
Видео: Тайны лувра- расшифровка картины моны лизы
)