Когда на вас со знаменитого полотна Леонардо да Винчи глядит эта странная молодая женщина, вы наверняка чувствуете трепет, если не какой-то глубокий ужас. Что же заставляет многие поколения людей, как простых зрителей, так и исследователей и знатоков искусства, в прямом смысле сходить с ума при соприкосновении с этим образом? Что же загадочного в этом, казалось бы, достаточно заурядном изображении? Может, непонятный взгляд изображённой девушки, который становится таким из-за полного отсутствия бровей? Может, эта прямо-таки мистическая улыбка, которой посвящали свои стихи поэты? А может, само изображение, слишком реалистичное, так что только и ждёшь, что девушка откроет свои едва тронутые улыбкой уста, проведёт рукой по своим волосам, моргнёт или ещё как-нибудь проявит признаки жизни?
Прошло уже около пятисот лет, но «Мона Лиза», картина Леонардо по своему мастерству, реалистичности и общей эффектности продолжает восхищать, наводить трепет и остаётся непревзойдённой. Ощутить всё вышеперечисленное можно, даже не соприкасаясь с оригиналом – достаточно любого фото «Мона Лизы» в книге или на интернет-странице. Тем более что оригинал уже давно недоступен простому наблюдателю: картина хранится в Лувре в особой комнате, оснащённой заграждением из пуленепробиваемого стекла и имеющей специальный микроклимат, защищающий её от воздействия внешней среды. Картина «Мона Лиза» находится в достаточно плачевном состоянии, и любое неумелое обращение может загубить творение гениального флорентийца. Впрочем, ничего удивительного, ибо возраст полотна более чем солидный.
В этой статье мы попытаемся прояснить некоторые особенности этого гениального полотна, развеять мифы о нём.
- Итак, раз уж мы начали с отсутствия бровей у девушки на картине, то разберём эту любопытную деталь. Многие думают, что бровей героиня картины лишилась по мановению руки самого Леонардо: он якобы был таким перфекционистом, что решил стереть с лица девушки брови, которые ему не понравились, и нарисовать новые, но по какой-то причине не удосужился это сделать. На самом деле всё гораздо проще и тривиальнее.
Если присмотреться, то можно заметить, что у девушки ещё и выбриты волосы на лбу. В эпоху Леонардо это была мода, идеал женской красоты. Возможно, брови и часть причёски удалялись как «лишняя растительность» на лице. Если говорить совсем строго, то внешний вид героини картины во время её написания считался слегка старомодным, так как такая мода была характерна для «кватроченто», то есть XV века, а «Мона Лиза» писалась в XVI веке.
- Но мнение о том, что Леонардо был большим перфекционистом, тоже верно. И дело не только в следовании общим принципам эпохи Возрождения – соответствовать идеалу «хомо универсалис» (то есть быть всесторонне развитым): перфекционизм Леонардо отражён в самой картине «Мона Лиза». Недавние исследования показали, что на полотне присутствуют целых три варианта картины, спрятанные друг под другом. Это значит, что Леонардо целых три раза перерисовывал картину, причём каждый раз заново.
- Теперь настало время разобраться с именем героини. В этом тоже нет ничего таинственного: девушку действительно зовут Лиза, она из рода Герардини, и во время написания картины была замужем за торговцем шёлком по фамилии Джокондо – отсюда второе название произведения. Однако в ходу до сих пор легенды о том, что Леонардо якобы изобразил самого себя «в женской ипостаси», либо увековечил образ Салаи – своего ученика и по совместительству любовника.
Некоторые буквально переводят фамилию Джоконда, что значит «весёлая», – очевидно, это намёк на улыбку девушки; в связи с этим часто вспоминают и старинную легенду, по которой Лизу Герардини во время позирования развлекали шуты и музыканты. Есть и другой вариант происхождения улыбки: мол, Леонардо был влюблён в Лизу, а она дразнила его с помощью «намекающих» улыбки и взгляда. И то и другое, судя по всему, не отвечает действительности.
- Ещё одна загадка, терзающая многих: что за пейзаж изображён позади Джоконды? По одной из версий, это не что иное, как село Винчи, в котором Леонардо родился и вырос.Пейзаж был добавлен художником для того, чтобы придать картине больше величественности и даже одухотворённости.
Портрет Джоконды, помещённый в стандартный для Средних веков тёмный фон, только из-за этого существенно поменял бы свой характер. «Джоконда» была первой картиной, в которой пейзажный фон играл смыслообразующую роль, и в этом – одно из открытий Леонардо. Кстати, первоначально по бокам картины были изображены колонны, так что пейзаж открывался как бы из окна здания; однако затем картина была обрезана, и колонны пропали. Существуют копии и вариации того времени, на которых колонны изображены.
- Немаловажно и то, как Джоконда держит сложенные руки. Имеется эскиз Леонардо, из которого явствует, что первоначально он планировал вложить в руки девушки цветок.
- Загадочность образа Джоконды также заключается в его эмоциональности. Девушка не то улыбается, не то хмурится, не то слегка грустит, и делает она это как бы без причины. Это ещё одно новаторство Леонардо – самоценность человеческих эмоций и настроения, так что они не нуждаются в каких-либо религиозных, этических или философских оправданиях и даже в какой-либо веской причине: девушка улыбается, потому что ей весело, и грустит, потому что ей грустно, – только и всего. В эпоху Леонардо это было ново и смело, но затем стало привычным и само собой разумеющимся.
- Ореолом таинственности картину окружили сегодня, так сказать, «по инерции»: в первой половине XVI века она действительно казалась таинственной, необычной и из ряда вон выходящей, и причины для такого восприятия были конкретные. Сейчас же люди, считающие её таинственной, толком не могут объяснить, в чём же таинственность заключается, или рассказывают всякие мистические истории или расхожие легенды о ней, давно развенчанные.