В ХХ веке национальная культура большинства народов существенно видоизменилась. Национальные культуры развитых стран образовали единую интернациональную культуру «европейского» типа, а национальные культуры «малых» народов (в широком смысле) в рамках европейского пространства вольно или невольно «привязывались» к этой единой культурной системе. Так произошло с ирландской, шотландской культурами, которые оказались частью общей культуры Великобритании: даже языки этих «малых народов Великобритании» оказались под угрозой исчезновения.
Культура Украины ХХ века как часть общей культуры Российской империи
Культура Украины ХХ века в начале столетия в целом представляла собой часть общей культуры Российской империи. В некотором роде на украинской территории передовая европейская культура получала бóльшую известность и свободу, чем на территории «великорусской»; как и в предшествующие столетия, это являлось следствием приграничного расположения Украины – она ближе всех российских территорий находилась к Западной Европе.Так, можно по-разному относиться к авангардному изобразительному искусству, но во многом российский авангард происходит с Украины.
- Упомянем хотя бы Казимира Малевича – родоначальника такого направления, как «супрематизм». Некоторые источники называют его национальным украинским художником, несмотря даже на то, что по национальности Малевич был всё-таки поляком.
- Василий Кандинский – один из основоположников абстракционизма. Хотя он родился в Москве, а многие годы жизни провёл в Германии, определённые этапы жизни и творчества Кандинского связаны с Одессой, в которой он жил в детстве и в которой позже устраивал свои выставки.
- Ильф и Петров, Валентин Катаев и ещё множество талантливых писателей начала ХХ века – одесситы. Конечно, называть Одессу «украинским» городом не совсем корректно – ведь это, так сказать, государство в государстве, со своей собственной национальностью и собственной оригинальной культурой. Но территориально это всё-таки Украина.
- Художники «Расстрелянного поколения» – украинские деятели искусства первых десятилетий ХХ века, которые были расстреляны по приказу товарища Сталина по сфабрикованным обвинениям в антисоветской деятельности и в пропаганде «буржуазного» искусства. С 1980-х годов термин «Расстрелянное поколение» официально закреплён в украинском искусствоведении.
- Деятели собственно украинской литературы и украинского театра: Леся Украинка, Иван Франко, М. Коцюбиньский и многие другие. Характерно в этом плане, что в число крупнейших украинских писателей попала женщина, что свидетельствует о значительной демократизации жизни на Украине.
Европейская культура
Тяготение к европейской демократической культуре – это следствие национального подъёма казацкой Украины, народ которой издавна исповедовал демократические ценности. Многие деятели украинской культуры происходили из семей казаков, солдат, торговцев, рабочих, крестьян и священников, и своё искусство они намеренно противопоставляли дворянскому искусству Российской Империи.
Важное значение имеет и окончательное утверждение украинского литературного языка: до этого украинский язык рассматривался как диалект, даже «социолект» – то есть диалект, характерный для определённой социальной группы; в данном случае такой группой было простонародье. В XIX веке позиции украинского языка усиливаются, на нём создают свои произведения писатели и поэты, но по-прежнему в официальной среде его роль была ограниченной. В начале ХХ века украинский язык всё больше внедряется в школьное и вузовское обучение, на нём издаются газеты и журналы, выпускаются учебники.
И при всём этом украинская культура начала ХХ века освобождается от многих стереотипов. Тарас Шевченко был, как и многие представители казачества, человеком глубоко религиозным, в то время как новая украинская культура стала по преимуществу светской. Вместо крестьянско-казацкой культуры восторжествовала культура городская.
Следующим этапом развития украинской культуры стало её вхождение в общую советскую культуру. С этого момента существование собственно национальной культуры Украины находится в состоянии стагнации, и причина этого состояла в том, что украинцы – народ… европейски развитый. Реликты «национальных культур» в СССР допускались только для «отсталых» народов (хотя таковыми они, ясное дело, не именовались).
Культура киргизов или чукотских оленеводов содержала много притягательной экзотики, которой практически не было у украинцев (как и у русских, белорусов, эстонцев, финнов и т. д.). Экзотика, конечно, перетолковывалась в русле «социалистического реализма», но всё-таки была.
Можно ли говорить о культуре Украины XXI века? Разумеется, можно, к примеру, в плане того, как преломляется общемировая культура в условиях нынешней украинской действительности. Украинские горе-идеологи, однако, не сдаются и продолжают создавать иллюзию уникальности украинской культуры, для чего сочинили даже миф о «великих украх» – древнем высокоразвитом народе, который, согласно этому мифу, был непосредственным предком современных украинцев. Шутка идеологов получилась очень неудачной. Так или иначе, нынешняя украинская культура предстаёт перед нами излишне политизированной.
Культурная деятельность независимой интеллигенции практически потонула в громкой борьбе двух псевдо-культур: пророссийской – точнее, пропутинской, под маркой «единения» пропагандирующей известный комплекс мракобесий, и «западэнской», проповедующей вооружённую борьбу с «москалями». Представители двух этих лжекультурных течений не обладают большими талантами в искусстве, недостаточно образованы, однако политически и психологически подкованы.
Именно они в значительной мере создают имидж сегодняшней Украины, не особенно положительный. Поражает наивность, с которой молодые украинцы примыкают как к проевропейской, так и к пропутинской группировке: большинство из них руководствуются, естественно, благими намерениями, однако не имеют представления о том, что путинская власть противостоит России как таковой и не имеет к ней никакого отношения, как и о том, что вступление в Евросоюз не сделает Украину полноценной европейской державой, а лишь полумёртвым рынком сбыта дешёвого ширпотреба.