Предметы искусства требуют очень тщательной классификации. Поскольку их создание подразумевает использование широкого разнообразия природного сырья.
Все, без исключения, предметы искусства можно отнести к определённым категориям, хотя бы ко временным рамкам их создания. Исключение составляют предметы искусства, которые, в силу искажения временем, трудно идентифицировать. Отнесение предмета искусства к той или иной категории требует глубоких познаний и тщательности. Взять, к примеру, предмет из слоновой кости 14 века, найденный во время археологических раскопок в Африке. Его можно отнести к широкому разделу: «Изделия из слоновой кости». Но в то же время данный предмет может относиться к японским нэцкэ. Можно классифицировать это изделие вместе с другими европейскими изделиями из слоновой кости, если определить его художественное направление. Опять же это чревато смешиванием священных и светских предметов, которые могут быть изображены на панели. В этом случае необходима дополнительная классификация светских и религиозных изображений.
В общем и целом все предметы искусства можно разделить на три большие категории. Первая категория — это произведения искусства, которые были созданы для удовлетворения эстетических потребностей ценителей высокого искусства. К таким можно отнести предметы убранства средневековых соборов, а также изделия из драгоценных камней, которые правители в разные времена с удовольствием демонстрировали своим гостям.
Вторая категория — это предметы искусства, созданные для домашних целей, обычно тонкой ручной работы. Такие предметы, в большинстве своём, являют собой редкие экземпляры почти забытого ручного мастерства. Иногда они могли быть созданы как дань моды, иногда как массовый товар для продажи. Но суть восприятия этих предметов искусства остаётся неизменной.
Третья категория — это предметы искусства, созданные из материалов, с которыми большинство людей сталкивалось в какие-то моменты их жизни (например, во время обучения в школе).
И в первом, и во втором случае, собрание предметов искусства требует более мелкой классификации внутри своей собственной области. Вот почему в современных музеях можно наблюдать такое огромное количество залов и витражей.
Во всех трёх случаях используются разнообразные материалы для создания предметов искусства, их обработки и совершенствования.