— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Картины Шишкина: Описание картин

03.02.2014

Картины Шишкина: Описание картин

Шишкин – наверно, один из самых известных русских художников, творчество которых стало, без преувеличения сказать, хрестоматийным. Как часто случается с подобными художниками, некоторые картины Шишкина стали достоянием массовой культуры. Достаточно напомнить известную марку отечественных конфет, на обёртке которых красуется «Утро в сосновом бору».

Шишкин в своё время был настоящим революционером в живописи. Характерен его «научный» подход к написанию пейзажей, который иногда, по мнению некоторых дотошных критиков, перекрывал собственно художественное вдохновение. Иван Иванович знал сотни видов и форм растений, и такая эрудиция позволяла ему писать картины природы с поразительной детализацией. Надо заметить, что Шишкин был мастером и одноцветных рисунков и гравюр, которые, как говорят всё те же критики, удавались ему даже лучше, чем полноценные многоцветные полотна.

Детализация, подобная той, что составляет особенность полотен Шишкина, встречалась в искусстве, конечно же, и раньше. В эпоху Возрождения современников поражал акварельный «Заяц», созданный Дюрером. Однако живописцы всерьёз не восприняли возможности этой детализации, и так продолжалось, пожалуй, до самого XIX века. Со временем, правда, подобный вид творчества освоили учёные-натуралисты, но использовали они его чисто в научных целях. Эстетика в то время понималась по-иному, нежели простое копирование «натуры», несмотря на то, что участь художника определялась исключительно как возможность «копировать».

Дюссельдорфская школа

Творчество Шишкина основано на принципах дюссельдорфской школы живописи, сложившейся в первой половине XIX века. Шишкин в своё время проживал в Дюссельдорфе, набираясь художественного опыта и делая зарисовки местных пейзажей. В это время сам художник, несмотря на относительную молодость, был уже состоявшимся мастером, и его полотна выставлялись в дюссельдорфской Академии художеств наравне с местными знаменитостями. Вернувшись в Россию, Шишкин воплотил свой опыт в живописи этого направления, запечатлев природу родной земли.

Дюссельдорфская школа живописи имела отличительные особенности, которые позволили снискать ей славу и признание во всём мире.

  • Школа базировалась на принципах классицизма, обновлённых в соответствии с духом времени, но не утративших своего стремления к величественности и гармонии.
  • Новым базовым принципом дюссельдорфская школа провозгласила реалистичность и национальность. Идейная направленность творчества – запечатление национальной природы и истории. На основе «дюссельдорфского» направления в различных странах мира возникли свои национальные школы живописи. Во Франции эта школа была «французской», в США – «американской». Так что Шишкина смело можно называть самым национальным русским художником, несмотря на то, что в его творчестве отсутствуют какие-либо «националистические» – с политической и исторической точки зрения – произведения.
  • Центральным жанром в живописи дюссельдорфской школы стал пейзаж, как носитель действительного величия родной природы. В рамках этого направления, конечно, были художники, создававшие шедевры иных жанров, в том числе историческом. Однако дюссельдорфские художники были одной из первых групп, которые всерьёз обратились к пейзажной живописи, казавшейся дотоле уделом непрофессионалов.
  • Во многих отношениях к дюссельдорфской школе близки другие национальные направления, возникшие примерно в тот же исторический период. Так, во Франции это была так называемая «Барбизонская» школа, названная так по деревне Барбизон, где собирались её первые представители.Картины Шишкина: Описание картинЭта школа тоже провозгласила своими базовыми принципами реалистичность и национальность, а главным жанром – пейзаж. Правда, от дюссельдорфской школы французских живописцев отличало большее тяготение к простому народу, некоторый конфликт с академической живописью и подчёркнутый демократизм.
  • Многие представители дюссельдорфской школы были художниками аполитичными. Они просто изображали окружающий мир, не желая ни конфликтовать с академическими канонами искусства, ни следовать им. Этих живописцев, конечно, отличает в определённой мере «классицистичность» произведений, и при этом величие и гармония понимаются в согласии с «естеством»: жизнь и смерть, цветение и стагнация – одинаково естественные состояния природы, и не следует отделять одно от другого, природа красива сама по себе, а не из каких-то философских или религиозных соображений.
  • Из-за этого «потребителями» произведений дюссельдорфских мастеров могли быть представители всех слоёв общества, включая, разумеется, дворян. Надо сказать, что дворяне в середине XIX века были уже, скажем так, не совсем такими, как в XVII веке, и более «приземлённые», естественнонаучные и натурфилософские стороны жизни были им не чужды. Большинство представителей этой школы живописи были, несомненно, дворянами.

Третьяковская галерея: картины Шишкина

Многие полотна Шишкина сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Вместе с ними выставляются и произведения другого «масштабного», на сей раз исторического, живописца – В. И. Сурикова, картины которого тоже в своё время подвергались разрушительной критике за «скученность» (везде у него – толпы людей, бессистемно заполняющих пространство). Обоих мастеров, тем не менее, многое роднит, несмотря на разность жанров. Это прежде всего их масштабность и «монументальность», придаваемые картинам даже в ущерб привычной эстетике и «внутренней красоте».

Оба мастера обращались к теме России, показывая её с разных сторон, но одинаково нетривиально, торжественно-величаво. Сурикова Бенуа назвал продолжателем «древнерусской» живописной традиции, не имеющей ничего общего с западным искусством. И верно, скученность, так не понравившаяся приверженцам традиционной живописи, как бы навеяна миниатюрами из русских летописей.

Видео: Иван Шишкин. Пейзаж

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Как выбрать авторскую картину
Как выбрать авторскую картину

Наличие картин художника в значимых музеях и победа на различных художественных конкурсах, участие в выставках

Для чего нужно знать свою родословную
Для чего нужно знать свою родословную

У каждой семьи есть своя история и на ее страницах встречаются совершенно невероятные вещи и

Происхождение абстрактного искусства
Происхождение абстрактного искусства

Вам может не нравиться абстрактное искусство, но вы не можете игнорировать тот факт, что этот


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика