Вернёмся к творению Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Отчасти негативное впечатление у публики картина вызвала по той причине, что вся изображённая сцена происходит как будто в студии, а не в настоящем лесу. Возможно, этот «живописный вызов» Эдуарда Мане был создан именно с этой целью – показать несостоятельность старой академической живописи, не способной отразить состояние природы в конкретную минуту времени. Своим художественным жестом Мане, вполне возможно, хотел призвать молодых художников-пейзажистов отправляться на природу, если они хотят создавать шедевры, а не такую вот «белиберду».
Считается, что первыми оценили возможности пленэра предшественники импрессионистов – французские художники «барбизонской школы». Они одними из первых поняли самостоятельное значение пейзажа, отвергнув каноны как классицизма, так и романтизма. Последний ориентировался на создание внешне красивых или необычных пейзажей, которые не были реалистичными.
Ранее работа художника на местности ограничивалась созданием эскиза, с которого затем в мастерской писалась новая картина. «Барбизонцы» научились создавать на природе картину как таковую, но, очевидно, несовершенство инструментов не позволяло прямо там закончить произведение, так что с «полуфабрикатом» следовало возвращаться в студию и там производить доработку картины.
Социальная роль художников-пейзажистов
В общем случае пейзажисты – это самые демократичные, аполитичные и, так скажем, самые «добрые» художники. Отрешаясь от живописания исторических реалий, мифологических сцен, королей, царей, полководцев, они отправлялись изучать с помощью методов искусства объективный окружающий мир, пытались разобраться в подлинной красоте природы; они уходили в гораздо более чистый и «безгрешный» мир, где нет ни добра, ни зла (а для многих из них всё там было «добром», даже в самых суровых проявлениях стихии).
Пейзажисты, выходившие на пленэр, вольно или невольно сами напоминали крестьян, а не представителей дворянского сословия, к которому принадлежали: простая, иногда запачканная одежда, длинная борода, особое выражение лица, поведение, особая пытливость.
Однако некоторые пейзажисты выполняли самую что ни на есть патриотическую миссию. Так, французские художники барбизонской школы создали, по словам критиков, по-настоящему национальную живопись, живописали свою родную Францию в её естественном состоянии. Украинские художники XIX века были связаны с борьбой украинского народа за независимость, и их пейзажи в некотором роде принимали политический оттенок.
В отношении классов и сословий пейзажисты чаще всего занимали компромиссную позицию.
- Начнём хотя бы с того, что пейзажисты, как особый подвид Homo sapiens, появились в результате реакции молодых художников начала XIX века на академические требования, сковывавшие творческую свободу. В России это был «тихий бунт» Крамского, который уволился из Императорской академии художеств и основал движение передвижников. Академические каноны, в свою очередь, диктовались вкусами правящих кругов – царских и королевских семей, высших государственных чиновников – представителей древних дворянских родов, католического и православного духовенства, освящавшего феодально-крепостнические порядки.
- Пейзажисты, особенно импрессионисты, ориентировались на более широкие слои потребителей живописной продукции. Предшественники импрессионистов, пытавшиеся «продвинуть» свои произведения традиционным путём – в среде монархов и дворян, чаще всего оставались непонятыми и отвергнутыми. Уильяму Тёрнеру, английскому акварелисту, королева отказала в присуждении рыцарского звания, а благородные джентльмены поговаривали о его умственном помешательстве.
- Пейзажисты живописали местность, по умолчанию «предназначенную» для простого люда. В свои картины они охотно включали крестьян, изображали сельские избы. Изначально это не было даже актом «демократизма» – просто художники стремились к максимальной реалистичности.
- Но при этом пейзажисты желали известности, признания и даже вознаграждения. Поэтому они стремились понравиться всем, по крайней мере как можно большему числу людей. Их потенциальными (и реальными) покупателями, ценителями и заказчиками были представители городской интеллигенции, чиновники, светские львы, благородные романтики, учёные, предприниматели и промышленники, которые в большинстве случаев были из числа пусть мелкого, но всё-таки дворянства. Они оставались художниками, а малограмотный крестьянин или рабочий неспособен оценить художественное произведение.
- Пейзажисты не становились в оппозицию правящему классу, не желали участвовать в революциях и войнах. Особенно отличались этим импрессионисты, для которых идеалом была тихая будничная жизнь, в том числе на лоне природы, любовь, праздник и творчество. Да и необходимости в социальных потрясениях не было: появление импрессионистов пришлось на исторический период, названный «прекрасной эпохой». Это время с 1890 по 1914 год, ознаменованное бурным развитием науки, искусства и промышленности, демократизацией жизни и отсутствием крупных военных конфликтов. Символически конец «прекрасной эпохи» – это потопление шикарнейшего лайнера «Титаник» и начало Первой мировой войны. В эту пору движение импрессионистов перестаёт существовать, сменившись постимпрессионизмом и модернизмом, в той или иной мере отражавшими разочарование в прежних светлых идеалах.
Отношение к науке
Ряд пейзажистов имел непосредственное или опосредованное отношение к естественным наукам. Так, Шишкина можно назвать превосходным ботаником: подробное изучение растительного мира было частью его творческого метода. Немаловажен и тот факт, что приёмами, принятыми у пейзажистов, ранее пользовались учёные-естествоиспытатели, зарисовки которых, сделанные в научных целях, в наше время признаются шедеврами живописного искусства.