Химера из Ареццо представляет собой античную бронзовую скульптуру, которая датируется пятым веком до нашей эры. Этот шедевр искусства хранится во Флорентийском археологическом музее и является одним из шедевров, созданных культурой этрусков.
В высоту химера составляет порядка восьмидесяти сантиметров и выполнена в виде скульптуры мифического существа, несколько напоминающего льва по внешнему виду. На одной из лап химеры размещена надпись TINSCVIL, считающаяся посвящением одному из этрусских богов. Название этого культурного памятника происходит от города Ареццо, где и была найдена химера. Ареццо располагается в Тоскани и основан этрусской цивилизацией во второй половине второго века нашей эры.
Нашли химеру так — когда в Ареццо рыли траншеи вдоль стен города, скульптура была случайно обнаружена рабочими. Причем они нашли не одну лишь химеру, а целую коллекцию бронзовых предметов и скульптур.
Изначально химеру приняли за статую льва. Все обнаруженные при раскопках находки послали во Флоренцию. Крупные находки разместили в коллекции герцога Козимо Медичи, а более мелкие — в коллекции герцога Питти. По отзывам современников, герцогу Питти очень нравилось ухаживать за экспонатами своей коллекции — он даже их собственноручно чистил. Там-то, в коллекции герцога Питти и обнаружилась недостающая деталь — змеиный хвост химеры. В восемнадцатом веке скульптуре восстановили хвост и она перестала быть «львом» и снова стала химерой.
Как сказано выше, химера относится к культуре этрусков, точнее — к среднему периоду искусства этрусков. В то время этрусская культура находилась под сильным влиянием ионийских скульпторов. Для скульптур того периода была характерна тонкая фактурная проработка и использование приемов игры света. До наших дней сохранилось лишь имя единственного этрусского скульптора — Вулке. Он известен своей статуей Аполлона из Вей. Так же, как в «Капитолиской волчице» и «Химере из Ареццо», в статуе Аполлона ионийское влияние прослеживается во многих деталях. Скульптор провел тонкую работу над мельчайшими деталями своего произведения. У «Капитолийской волчицы» в бронзе передана даже шерсть и напряжение мускулов. Не менее тонкая проработка деталей существует и в скульптуре химеры из Ареццо. Она по праву считается одним из ярких и выразительных памятников этрусской бронзовой скульптуры.