Интересный жанр (или, если хотите, поджанр) живописи – городской пейзаж. Почему интересный? «Традиционный» пейзаж изображает по преимуществу создания, явления и состояния природы. А изображающие городской пейзаж картины представляют собой, по сути, отражение в искусстве других произведений искусства – объектов архитектуры, градостроительства. Тем не менее городской пейзаж не воспринимается как «копирование» творений одного художника другим – он имеет свою эстетику, собственную историю… и даже отдельные поджанры.
Если вы думаете, что городской пейзаж предполагает изображение современного города – бетонного, электрифицированного и компьютеризированного, перегруженного массами пешеходов и автотранспорта, – то вы несколько ошибаетесь: город на живописной картине может предстать тихим, загадочным, романтичным, таинственным. Особого внимания заслуживают картины, изображающие фантастические города, футуристические изображения далёкого (и не очень далёкого) будущего. Эта разновидность городского пейзажа получила распространение в искусстве последних десятилетий.
Один из самых «живописных» и классических поджанров городского пейзажа носит итальянское название «ведута», что в переводе значит «вид». Наверное, закрепившееся за ним итальянское наименование появилось из-за того, что этот жанр был особенно популярен в XVIII веке в Венеции. Однако произведения, живописующие повседневную городскую жизнь, писались ещё задолго до этого времени художниками самых разных стран.
Одним из представителей «прото-ведуты» считается Пауль Бриль – фламандский живописец XVI – XVII века. Со временем этот художник переехал в Рим и познакомился с творениями итальянских художников и архитекторов, что оказало на его творчество определённое влияние.
Городской пейзаж, или ведута, является излюбленным жанром так называемых «малых голландцев» – нидерландских живописцев XVII века, порвавших с канонами прежнего искусства.
- Один из них – Геррит Беркхейде, оставивший прекрасные живописные изображения Гааги, Амстердама, родного Харлема и других городов. Его палитра, как и у других голландских мастеров, холодна и сдержанна, однако изображения городской жизни очень реалистичные. Есть в списке его произведений и торжественные, солидные изображения городских площадей, и более «приземлённые». Это вам не зимний пейзаж акварелью: повсюду – многоэтажные, огромные правительственные здания, оживлённые улицы, рыночные площади.
- Питер Янс Санредам. Его произведения критики сближают даже с конструктивизмом ХХ века (школа Баухауса), при этом отмечая и «головокружительные» барочные перспективы и иллюзионизм. Всё это было следствием протестантского аскетизма, приверженцем которого был художник.
- Ян ван дер Хейден. Также автор городских пейзажей, в значительной степени столичных. Помимо собственно написания картин, Хейден прославился и как изобретатель: он разработал проект уличного освещения Амстердама посредством системы масляных фонарей. В этом изобретении мастерство художника-пейзажиста переплелось с талантом инженера и механика. Хейдену принадлежат также научные работы по борьбе с пожарами – первые в своём роде, а также учебник механики. В Амстердаме ван Хейден организовал пожарную охрану.
- Ян Вермеер – гениальный нидерландский художник, прославивийся внедрением в живопись камеры-обскуры. С её помощью он написал свой незабываемый «Вид Дельфта». Эта картина является одним из самых больших произведений художника и одним из двух его пейзажей. «Вид Дельфта» весьма уникален по исполнению. По горизонтали картина чётко делится на четыре части: набережная, река, город и небо.И для каждой части Вермеер применил определённую технику изображения; например, для изображения воды в реке он воспользовался приёмом пуантилизма (нанесением большого количества точек), а для передачи камней использовал разные по консистенции гранулы красок. Исследователи отмечают, что для создания художественной выразительности Вермеер изменил пропорции изображённых зданий: на самом деле они были выше и уже. Это можно заметить, сравнив картину Вермеера с картинами и гравюрами других авторов, изображавших тот же вид.
Каналетто
Считается, что итальянский художник Джованни Каналь, он же Каналетто, разработал традиции классической венецианской ведуты. Живописные виды Венеции привлекли его ещё на раннем этапе творчества, когда он писал их прямо с натуры, не делая предварительных эскизов. Позже он всё-таки переберётся в студию, а городские пейзажи начнёт создавать с использованием камеры-обскуры; картины этого периода отличаются значительной детальной точностью. Многие свои работы он дарил англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения.
Писал он и на заказ для знатных английских лордов. Поэтому неудивительно, что как мастер он повлиял на английских живописцев. Англичане были для Каналетто самыми щедрыми заказчиками. И популярность художника пошла на спад, как только началась Война за австрийское наследство, из-за которой англичане стали реже приезжать на континент. Да и само мастерство художника со временем начало угасать, не получая развития. Возможно, слабостью Каналетто была именно жанровая ограниченность.
Крупнейшим английским художником, испытавшим влияние Каналетто, был Уильям Марлоу, прославившийся своими городскими и морскими пейзажами. Свои картины Марлоу создавал не только маслом, но и акварелью, явившись одним из первопроходцев этой художественной техники.
В нашей стране «русским Каналетто» именовали Фёдора Алексеева. Этот художник прославился прежде всего различными изображениями Москвы. Алексеев был сыном сторожа Академии наук, который по прошению отца был принят в Императорскую Академию художеств. Несмотря на свою любовь к старой столице, самые гармоничные, на наш взгляд, пейзажи Алексеева изображают всё-таки Петербург.