Прежде чем начать работать над любой картиной, необходимо создать рисунок-эскиз того, что будет впоследствии изображено на холсте. Его можно сделать разными способами на любом грунте, на любой поверхности – доске, картоне, холсте или листке бумаги. «И когда грунт высохнет, первое, что ты обязан сделать – создать рисунок» – ЧенниноЧеннини.
Разные варианты рисунков-эскизов
Первоначальный рисунок, который используют живописцы, имеет свои характеристики и специфические параметры. Так, по целям и характеру работы, он ничем не отличается от постоянного, продолжительного изучения натуры. В то же время, эскиз картины существует только как начальный этап, помогающий художнику в работе над живописным холстом. Именно поэтому предварительный рисунок не требует особой скрупулезности и подробностей в моделировании форм изображения. Здесь важны ориентировочная компоновка, точные пропорции, основы взаиморасположения объектов и минимизация затрачиваемых художественных средств.
Недолговременные эскизы и этюды можно выполнять на простой бумаге, самыми простыми красящими материалами. Хотя, желательно использовать кисть и масляные краски, ведь в таком случае работа не потребует дополнительной фиксации и будет удобна для сохранения, а главное – создадут максимально похожий опыт на тот, который художник получит во время создания основной работы.
Правила создания предварительного рисунка
Иногда, во время работы над первоначальным эскизом, художник может на секунду забыться, не остановиться вовремя и перейти границу, где эскиз перестает быть эскизом и отвечать своим требованиям. Поэтому чересчур нагруженный предварительный рисунок не позволяет живописцу почувствовать свободу выбора: он просто зажимает его в ранее созданный образ, не давая создать что-то новое.
Не целесообразно и излишнее раскрашивание предварительного рисунка – это пустая трата художественных средств и сил живописца.
Нельзя создавать слишком много линий и росчерков на эскизе картины – это будет отвлекать художника и путать его.
Необходимо создать максимально плавный, непринужденный и гармоничный переход от работы над предварительным рисунком к работе над самой картиной.
Огромную пользу живописцу принесут различные упражнения в создании различных кратковременных набросков, которые можно выполнить очень быстро. Это полезно не только тем, что тренирует руку и воображение мастера, но и не исключено, что один из таких набросков не станет будущим шедевром. Кроме того, такая деятельность приучает к ощущению композиции, дают возможность увидеть главное в изображаемом предмете и развивают чувство гармонии между красотой и рациональностью.