Все виды искусства принято делить на две категории: это изящное искусство, предназначенное исключительно для эстетического наслаждения, и декоративно-прикладное искусство, которое предполагает создание предметов, главная функция которых – утилитарная.
Видов декоративно-прикладного искусства очень много, и не всегда понятно, почему тот или иной вид деятельности относится к декоративно-прикладному, а не изящному искусству. Например, оригами. Его вполне можно приравнять к скульптуре, однако взгляните хотя бы в Википедию, и там вы увидите оригами в разделе «Декоративно-прикладное искусство».
Наверное, это из-за того, что в качестве материала для оригами используется бумага, в основном предназначенная для иных целей (в первую очередь, конечно же, для письма); также можно напомнить, что первоначально оригами являлось частью религиозных церемоний и лишь много позже приобрело характер чистого искусства.
Поскольку все виды декоративно-прикладного искусства перечислить несколько проблематично, назовём только некоторые из них.
- Вышивание – создание графических изображений с помощью ниток. Одно из направлений вышивания так и называется – «нитяная графика».
- Батик – нанесение на ткань (шерсть, шёлк, хлопок и др.) изображений с помощью специальных красок. Зародился этот вид искусства в Индии.
- Керамика – наверное, древнейшее из искусств. Керамика началась сразу, как только первобытный человек научился лепить из глины. В дальнейшем различные виды керамики превратились в развитое искусство, нередко обладающее сложной символикой, а также стало ассоциироваться с предметами роскоши.
- Мозаика – создание изображений с помощью мелких (по отношению к самому изображению) частиц, чаще всего цветных. Особенность мозаики в том, что произведение можно создать из частиц практически любого происхождения. Однако классическая мозаика складывалась из нескольких традиционных материалов, в числе которых были и драгоценные камни.
- Ювелирное искусство – вид декоративно-прикладного искусства, основной смысл которого – создать драгоценным камням и металлам имидж действительно «драгоценных», а не просто редких природных материалов.
- Художественная обработка металла, дерева, кожи, кости.
- Оригами – искусство складывания из бумаги. Зародилось в Китае, вместе с изобретением бумаги, но получило полноценное развитие в Японии.
- Квиллинг – иначе называется бумагокручением. Произведения тоже создаются из бумаги, но при этом тонкие полоски бумаги скручиваются с помощью специальных приспособлений в тугие спирали, которые и являются деталями произведения.
Зародилось, по-видимому, независимо друг от друга в Корее и средневековой Европе. В Европе бумагокручение имело популярность вначале в монастырях, где монахини создавали таким способом медальоны, обрамления для икон и богослужебных книг. Бумага с позолоченными краями в бедных обителях служила для имитации золотой книжной миниатюры.С XVI века бумагокручение считается светским искусством, а в XIX веке – развлечением для благородных дам и почти единственным приличествующим им видом рукоделия. А вот в ХХ веке квиллинг был практически позабыт, до тех пор, пока в конце столетия интерес к этому древнему искусству не проявила английская королева. Видимо, по этой причине это искусство известно сегодня под английским названием. - Пирография – художественное выжигание на дереве, ткани и других материалах.
- Корнепластика – достаточно редкий вид декоративно-прикладного искусства, характерный для народов, проживающих в заболоченной местности. Объектом творчества становятся капы – наросты на корнях деревьев, появляющиеся в болотистых местах.
Декоративно-прикладное искусство: жанры
По понятным причинам из жанров в декоративно-прикладном искусстве в основном представлены два: это живопись (точнее, графика) и скульптура. Отнесение произведений к этим жанрам достаточно условно, поскольку традиционное понимание живописи, графики и скульптуры имеет твёрдое определение. Но достаточно вспомнить, что ещё двести лет назад акварельную живопись тоже не включали в число видов серьёзного изобразительного искусства, поскольку живопись, по представлениям тех лет, это лишь холст и масло.
Оригами: откуда пришло искусство?
Существует добрая японская сказка, рассказывающая, как один бедный отец хотел купить своему сыну игрушку, но у него не было денег, и тогда из того, что было под рукой – обрывка бумаги – он сложил фигурку. Эта красивая легенда пытается рассказать о происхождении искусства оригами. На самом деле классическое оригами, действительно, распространилось по всему миру из Японии, однако возникло оно, по-видимому, в Китае, вскоре после того, как Цай Лунь изобрёл саму бумагу.
Первоначально оригами в Японии предназначались для религиозных церемоний. Например, такова была синтоистская свадьба: две бумажные человеческие фигуры, преподносимые молодожёнам, символизировали жениха и невесту.
Но мало кто знает, что нечто похожее на оригами существовало и в средневековой Европе. И там тоже изготовление фигурок из бумаги сопровождало религиозные обряды. Некоторые исследователи, однако, предполагают, что это искусство было завезено в христианскую Европу арабскими купцами из Китая вместе с самой бумагой.
Техник и разновидностей оригами множество. Это и «классическое» оригами, хорошо знакомое каждому с детских лет (ввести оригами в программу детских садов впервые предложили американские педагоги, поскольку это искусство развивает мышление и моторику пальцев); и «простое» оригами, также разработанное американским учёным для людей с ограниченными возможностями (и просто для ленивых), при этом сгибы листа бумаги могут быть только двух типов – «горой» и «долиной» (те, кто знаком с оригами, знают, что это такое); и направления, предполагающие смачивание бумаги водой или использование специальных сортов бумаги, пропитанных клеевым составом. Ещё одно направление – создание масштабных бумажных композиций из нескольких деталей, каждая из которых изготавливается из отдельного листа бумаги.
Видео: Народное декоративно-прикладное искусство Руси
)