— Навигация —
Наши контакты
(067) 715-74-95
— Новости музея —

— Полезная информация —

Биография и картины Ренуара Пьера Огюста

23.01.2014

Биография и картины Ренуара Пьера Огюста

Рассказывают, что под конец жизни Ренуара разбил паралич, и он остался прикованным к инвалидному креслу. Художник с трудом мог пошевелить даже пальцем, однако он всё равно, превозмогая боль, продолжал писать картины. Кисть в его руку вкладывала служанка, а также Анри Матисс – лучший друг Ренуара, который навещал больного каждый день. И вот однажды Матисс спросил его: «Почему вы не оставите живопись, если она даётся вам с таким трудом и болью?». На это Ренуар ответил фразой, которая стала знаменитой: «Боль проходит, а красота остаётся».

Огюст Ренуар известен как один из самых ярких представителей и зачинателей импрессионизма; его же можно назвать и одним из самых поздних импрессионистов: он не изменил основному, светлому настроению своего творчества даже после Первой мировой войны; и несмотря на болезни, продолжал создавать «красоту». При этом Ренуара от прочих импрессионистов отличали некоторые особенности, делавшие его творчество довольно оригинальным.

  • В отличие от многих других импрессионистов, центральным жанром в творчестве Ренуара стал портрет. Его портреты не лишены сентиментальности. Благодаря портретной живописи Ренуар первым из импрессионистов пробудил к себе интерес у состоятельных французов. На раннем этапе творчества Ренуар пробовал себя в разных жанрах – пейзаж, натюрморт, бытовые сцены. Однако уже в эту эпоху (1860-е – 70-е годы) заметен его акцент именно на изображении людей (чуть позже мы покажем это на примере «Лягушатника»).
  • Если другие импрессионисты более или менее последовательно порывали с академической живописью, то Ренуар, наоборот, постепенно начинал испытывать влияние позднего французского классицизма, так называемого «энгризма». Это стало возможным благодаря своеобразию художественного видения самого Ж. О. Энгра, понимавшего классицизм несколько иначе, нежели его современники (конец XVIII века). Энгр первым ввёл в искусство проблему своеобразия художественного стиля, первым проявил повышенный интерес к изображению обнажённой женской фигуры. И одним из первых классицистов обратился к созданию живописных портретов своих современников, что также повлияло на Ренуара.
  • Когда в движении импрессионистов наметился кризис, Ренуар продолжал писать «позитивные» произведения в прежнем духе. В его творчестве при этом выделяются различные этапы, довольно своеобразные и «нестандартные», так как не нарушали общей направленности его картин. Зрелое творчество Ренуара делится на «энгровский» период, ознаменованный влиянием Энгра, а затем «перламутровый» и, под конец жизни, «красный» период, названные так за преобладающее цветовое решение картин.

«Лягушатник»

Эта картина была создана Ренуаром в 1869 году, в первый период творчества, когда художник находился в стадии выбора жанров. И здесь уже проявляются тенденции, которые станут характерными для более зрелого Ренуара.

Картина изображает знаменитое парижское кафе под открытым небом, устроенное на понтоне – плавучем мостике на Сене, куда жители французской столицы любили приезжать на отдых. «Лягушатником» это заведение названо из-за того, что в нём постоянно собирались «лягушки» – девушки лёгкого поведения.

Итак, Ренуар изобразил праздничную обстановку в плавучем кафе на лоне природы. В это же самое время другой импрессионист, Клод Моне, написал собственную версию «Лягушатника», где изобразил то же самое кафе и практически с того же ракурса. Однако Моне в его картине интересовала прежде всего красота окружающей природы, поэтому люди на ней играют второстепенную роль и написаны нечётко.

У Ренуара всё с точностью наоборот: портреты «лягушек» и всех остальных участников пиршества написаны тщательно, так как они являются смысловым центром произведения; девушки щеголяют пышными нарядами, которыми пытаются завлечь клиентов; а пейзаж здесь играет роль вспомогательную, этакий фон. Изображения местности вдали мы, собственно, здесь и не видим – всё потонуло в ярко-зелёном свете.

Ренуар, Матисс и Гоген

Биография и картины Ренуара Пьера Огюста

Определённая близость этих трёх художников не помешала каждому из них отыскать свой путь в искусстве. Свои картины Матисс, лучший друг Ренуара, поначалу тоже писал в импрессионистском ключе, однако затем перешёл к манере, которую критики назвали «фовизмом». Этому стилю присущи полный разрыв с реалистичной передачей красок, упрощение форм и объёмов, отказ от перспективы, но при этом – насыщенная энергия и страсть.

Фовисты организовали первую выставку в 1905 году, однако движение быстро угасло; при этом сами «фовисты» не использовали этот эпитет для самоопределения, считая его оскорбительным. Матисс погрузился в дальнейший поиск нового искусства, увлёкшись, в частности, творчеством Поля Гогена, который, проведя своё детство в Перу, привнёс во французскую живопись «латиноамериканский» дух. Картины Гогена считаются одними из ярких примеров постимпрессионизма.

«Обнажённая»

Этот портрет обнажённой молодой женщины Ренуар создал в 1876 году. На нём изображена Анна, известная в то время парижская натурщица. Особенность картины в том, что портрет женщины и окружающая обстановка написаны в разной манере: предметы изображены лёгкими, стремительными мазками и холодными красками, а фигура Анны – в «тёплых» тонах, плотным и гладким письмом.

Искусствовед Михаил Лебедянский писал, что выглядит странным, что эта картина является женским портретом – настолько манера изображения не характерна для традиционного портретного жанра. но в этом и характерная особенность портретов Ренуара: окружающая обстановка, написанная несколько туманно и вместе с тем резко, особым образом гармонирует с человеческой фигурой, представленной на первом плане.

С 1898 года картина принадлежала российскому коллекционеру и промышленнику Петру Щукину. 14 лет она висела у него в спальне, так как он не решался выставить её на всеобщее обозрение. Ренуар – один из мастеров, картины которого побудили Щукина, жившего тогда за границей в спартанских условиях (ни собственного большого заработка, ни помощи от родителей у него не было), заняться коллекционированием.

Видео: Пьер Огюст Ренуар

— Расписание —
Понедельник
Вторник
выходной
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
с 10.00
до 18.00
— Билеты —
Пенсионеры    • • • • • • • •   30 руб
Взрослые    • • • • • • • • • • •   60 руб
Студенты    • • • • • • • • • • •   50 руб
Школьники    • • • • • • • • •   30 руб
Дошкольники    • • • • • • •   20 руб
— Материалы —
Как выбрать авторскую картину
Как выбрать авторскую картину

Наличие картин художника в значимых музеях и победа на различных художественных конкурсах, участие в выставках

Для чего нужно знать свою родословную
Для чего нужно знать свою родословную

У каждой семьи есть своя история и на ее страницах встречаются совершенно невероятные вещи и

Происхождение абстрактного искусства
Происхождение абстрактного искусства

Вам может не нравиться абстрактное искусство, но вы не можете игнорировать тот факт, что этот


Уважаемые посетители! Наш сайт не является офциальным ресурсом какого-либо музея Украины и информация, находящаяся здесь, носит ознакомительный характер.

Яндекс.Метрика