Стиль барокко в архитектуре имел двоякое значение. С одной стороны, ещё в эпоху позднего Возрождения каноны Ренессанса начали устаревать; крушение прежней гармонии обозначил «маньеризм», постройки в этом стиле должны были передавать зрителю ощущение беспокойства, неуравновешенности. С другой стороны, у архитекторов и заказчиков сохранился интерес к величию и могуществу, зачастую сопряжённый с нехваткой материалов, а также опыта.
Барокко в архитектуре началось со стремления к величественности самого здания. Образцом такого «предбарокко» может служить Палаццо дель Те возле Мантуи (1524 – 1525 г.). Это небольшая загородная вилла, сооружённая в форме дворца; здесь мантуанский герцог мог уединяться в обществе немногочисленных друзей. На заднем дворе палаццо находился сад, окружённый колоннадой. И внешне, и внутренне палаццо отличается нарушением гармонии и симметрии.
Фасады здания, создавая впечатление симметричных, на деле таковыми не являются: расстояния между колоннами не совпадают. На внутреннем дворе архитектор воспроизвёл «слепые окна», ниши и колонны, на стенах штукатурка в некоторых местах оставлена невыровненной, чтобы «оживить» поверхность. Ещё более странными являются росписи внутренних покоев дворца, изображающие сцены непомерной величины; одна из таких сцен и вовсе демонстрирует гигантомахию – войну гигантов из античной мифологии. Плафон в этом зале, называемом Залом Гигантов, резко уходит ввысь «в нестройной катаклизме» (П. П. Муратов).
Вилла Джулия
Нечто схожее прослеживается в архитектурном решении Виллы Джулия, выстроенной Амманати и Виньолой для папы Юлия III. Вилла состояла из трёх зданий, объединённых в единый комплекс (в настоящее время сохранилось только одно здание, в котором размещается Национальный музей этрусского искусства). Несмотря на небольшие размеры виллы, в ней имелись павильоны, сад с фонтаном, разноуровневые террасы, соединённые ступенями разных видов. Вилла пока ещё замкнута в себе, отделена от окружающего пространства, что напоминает об архитектуре Возрождения.
Бельведер в Ватикане
Это ещё одно «предбарочное» решение. Бельведер создал Браманте, и он считается первым величественным архитектурным ансамблем – комплексом зданий, выстроенных в едином стиле, но сохраняющих различные функции (сам Бельведер, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Длина двора Бельведер – 300 метров. Но все формы этого протяжённого комплекса спокойные, уравновешенные, поэтому его нельзя относить к «полноценному» барокко.
Франческо Борромини
Это, пожалуй, первый архитектор «настоящего» барокко. Его произведения отличались отсутствием прямых линий, обильными украшениями, сильнейшими перепадами уровней, игра пропорциями. Вместо круга он практически всегда использовал эллипс. Борромини создавал постройки сложных форм и новаторских для того времени архитектурных решений. В своём творчестве Борромини соревновался с Бернини, на которого даже был обижен: Бернини выполнял заказы католической церкви, а Борромини, как более опытный архитектор, ему помогал, внеся в постройки Бернини множество заслуживающих внимания элементов, но все они были приписаны Бернини.
Филиппо Юварра
Юварра, или Джуварра, является представителем позднего итальянского барокко (XVII – XVIII век), в творениях которого присутствуют черты классицизма. Декор его построек более сдержанный, чем у других барочных архитекторов, Юварра активно использует рустику, пилястры и колонны (характерные для классицизма). Тем не менее, его постройки сохраняют величие и экспрессивность барокко, в частности благодаря используемой игре объёмов, внедрению ризалитов, диагональных элементов. Другие представители позднего барокко предпочли массивный, удлинённый дворец-блок, не содержащий элементов игры объёма.
Универсализм барокко
Барокко можно назвать самым универсальным стилем в классическом искусстве. Для этого есть несколько оснований.
- Барокко тяготел к созданию единых ансамблей – городских, загородных, парковых. Архитекторы стремились к тому, чтобы вписать свои творения в окружающее пространство. Не всегда это были здания полностью в едином стиле, главное – зритель видел определённую гармонию.
- Сооружение таких ансамблей привело к слиянию различных видов искусств: архитектуры, скульптуры, живописи и даже ландшафтного дизайна (точнее, его прообраза). Заказчик зачастую делал единый заказ: построить такой-то дворец с парком, в центре которого будет стоять такая-то статуя – и тому подобное.
- Барокко впитывал идеи, элементы и конструктивные решения разных стран, эпох и культур. В Польше и Литве оно смешалось с мрачными средневековыми стилями («сарматское» барокко); чешский архитектор итальянского происхождения Ян Сантини сочетал барокко с готикой. В Латинской Америке барокко воспринял элементы аборигенной культуры и развился в так называемый «ультрабарокко», изобилующий «вычурностями». Во Франции зародился стиль рококо, призванный быть «лёгким», приветливым и позитивным в соответствии с настроениями общества.
Барокко в России
В России собственно барокко начало развиваться в XVIII веке, при Петре и его преемниках. Между тем в предшествующее столетие создаётся архитектура, которую некоторые исследователи назвали «нарышкинским барокко» – главным образом в соответствии с эпохой в европейском искусстве тех лет. Сегодня название «нарышкинское барокко» считается устаревшим, однако этот стиль продолжают именовать первым этапом русского барокко.
Между тем существуют церкви, построенные гораздо раньше «эталонных» построек «нарышкинского стиля», но имеющие те же особенности. «Околобарочный» собор Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре вообще оказался возведённым в начале XVI века (правда, в конце XVII века Нарышкины его всё же немного перестроили и украсили в своём стиле).
Стиль барокко в архитектуре полноценно утвердился на русской земле, пожалуй, только начиная с таких своих вариаций, как «петровское барокко» и «елизаветинское барокко».