Художник и зритель
Появление Анри Матисса на художественной сцене в 1905 году было столь ярким и впечатляющим, что критики в один голос назвали его основателем движения так называемых «диких» – фовистов. Момент был как нельзя более удачным: публика буквально жаждала потока свежего воздуха, устав от «застоявшегося» искусства художников-неоимпрессионистов, заполнивших салоны. Матисс предложил обществу абсолютно новый путь – движущая сила творчества, отталкиваясь от созерцания натуры, создавала новый язык живописи, живой и неповторимый.
Удивительно при этом, что публика, на которую творчество Матисса обрушилось, как стремительная лавина, сметающая традиционное восприятие искусства, воспринимает художника не как варвара, ломающего устои, а как логическое продолжение, как следующую ступень в эволюции понимания искусства в целом и роли в нем искусства сегодняшнего дня. Воздействие произведений Анри Матисса на зрителя таково, что они, при всей своей внешней простоте, поднимают ясность мышления на удивительную высоту, переносят зрителя в некую атмосферу чистой идеи, пересказанной посредством цвета и формы.
«Танец» и «Музыка» – воздействие на публику
С точки зрения влияния полотен Матисса на зрителя, наиболее показательны произведения «Танец» и «Музыка». Общеизвестно, что писал их художник по заказу известного коллекционера живописи Щукина. Заказ был весьма четко определен: меценату требовалась картина для лестницы в особняке. Сам заказчик сначала отнесся к готовому произведению несколько настороженно. Но панно на лестнице все-таки разместил. Именно по ней поднимались посетители бесценной коллекции Щукина. Матисс в своем панно реализовал идею гармоничного ансамбля, который направляет эмоции и чувства поднимающегося человека.
Современники отмечали, что сочетание места размещения с цветовой гаммой полотен словно помогало подниматься вверх, тянуло невидимой силой. «Танец» полностью захватывал зрителя и вел за собой. Подобно увертюре, панно настраивали восприятие зрителя на новое звучание искусства в обществе. Само существование ярких красных фигур, динамичное выступание их из холодной плоскости фона не позволяли зрителю воспринимать искусство как нечто аморфное, не имеющее отношения к реальной жизни. И художники, и критики не могли остаться равнодушными. Публика разделилась на два лагеря. Одни (их поначалу было значительно больше) резко отрицали наличие у Матисса таланта, признавая только стремление шокировать и эпатировать. Другие с восторженным энтузиазмом утверждали, что это произведение – лучшее в современной живописи. «Танец», считали они, выходит за рамки картины как полотна, превращаясь в новое монументальное искусство.
Сложная плоскостная живопись Матисса послужила ступенью к пониманию последующих направлений в современной живописи. Прежде всего – кубизма. Горячие дискуссии вокруг произведений Анри Матисса отошли на задний план, но эмоционально наполненные, экспрессивные полотна его и сегодня не оставляют зрителя равнодушным.